Мы в соцсетях:

Психологи выяснили, как среда в детском саду может повлиять на будущее ребенка

Психологи выяснили, как среда в детском саду может повлиять на будущее ребенка

9 декабря 2020

В исследовании оценивали три основных компоненты регуляторных функций. Изучали рабочую память, которая отвечает за хранение и использование информации в процессе решения какой-либо задачи, сдерживающий контроль, который определяет выбор ответа в пользу требуемого в задании. И помимо этих двух аспектов исследователи рассмотрели когнитивную гибкость — она связана с умением смотреть на ситуацию с разных сторон, а также со способностью переключаться между правилами, с одной задачи на другую. Эти когнитивные способности лежат в основе произвольного поведения человека (саморегуляции) и помогают успешно адаптироваться к новым условиям за счет умения самостоятельно контролировать свою память, внимание, эмоции и другие высшие психические функции.

«В данном исследовании для оценки особенностей взаимодействия педагога и воспитанников в группе детского сада была использована методика наблюдения CLASS (Classroom Assessment Scoring System), основанная на идеях выдающегося профессора Московского университета — Льва Семеновича Выготского. Выделяемые в методике основные показатели взаимодействия педагога и детей — эмоциональная поддержка, организация работы в группе и методическая поддержка — исходят из предположения, что именно взаимоотношения между учащимися и взрослыми являются основным механизмом развития и обучения детей, в отличие от других методик, оценивающих материалы, физическую среду или безопасность в группе», — рассказала одна из исследователей, доцент кафедры психологии образования и педагогики психологического факультета МГУ Дарья Бухаленкова.

В Соединенных Штатах CLASS использовался и прошел проверку в тысячах классных комнат, от дошкольных до старших классов. Этот метод требовал не менее четырех 30-минутных циклов наблюдения в группе (общая продолжительность — 120 мин/занятие). Метод CLASS оценивал опыт в классе в трех областях: эмоциональная поддержка, организация класса и учебная поддержка. В исследовании приняли участие 26 старших групп государственных детских садов Москвы. Выборка этого исследования состояла из 551 ребенка в возрасте от пяти до шести лет, 271 (49,2%) мальчика и 280 (50,8%) девочек. Все дети были русскоговорящими без задержек в развитии. Дети этой возрастной группы были выбраны потому, что в этом возрасте различия в развитии наиболее очевидны, тогда как к концу подготовительной группы (около семи лет) большинство детей достигают примерно одного уровня.

«Развитие регуляторных функций в дошкольном возрасте является важным предиктором дальнейшей академической и социальной успешности детей. От того, насколько у дошкольника сформирована способность управлять своим поведением, удерживать внимание и память на учебном материале и других развивающих видах деятельности, зависит успешность освоения информации и общая ориентация ребенка в социальных отношениях. Поэтому изучение различных факторов, влияющих на развитие саморегуляции и когнитивных функций в этот период, является важной задачей в современной психологии образования», — пояснил заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса.

Проведенное исследование показало, что воспитанники групп, в которых педагоги больше поддерживают детей, умеют эффективно управлять их поведением и обучением, а также используют техники, развивающие мышление и речь ребят, показывают более высокие результаты в развитии сдерживающего контроля, навыков самопроверки, зрительной рабочей памяти и обучаемости в целом.

Автор: Мария Чередник