КФУ назначен координатором реализации всероссийского проекта "Растем вместе"
«Всероссийский лонгитюдный проект «Растём вместе» — это единственный российский масштабный исследовательский проект, способный запустить механизм продуманного изменения детства в лучшую сторону. Проект ведется под руководством ведущих ученых факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, Психологического института РАО в области психологии развития и образования и Казанского федерального университета, — пояснила завкафедрой ИПО КФУ Алла Твардовская, которая назначена координатором экспертизы качества дошкольного образования в Татарстане. — Проект направлен на изучение психического и личностного развития ребенка по мере взросления, что невозможно сделать в рамках простого эксперимента».
Начальник отдела дошкольного образования Министерства образования и науки РТ Йолдыз Хисамиева отмечает, что «в РТ созданы все условия для реализации лонгитюдных исследований».
«У нас создана полилингвальная образовательная среда, мультикультурная среда, реализуются цифровые образовательные практики. Все это позволяет транслировать опыт Татарстана в другие регионы РФ. В проектепримут участие 40 детсадов из 9 муниципальных регионов республики: Азнакаевский, Альметьевский, Арский, Балтасинский, Высокогорский, Мамадышский, Нижнекамский, Нурлатский, Пестречинский районы, а также города Казань и Набережные челны. Результаты будут иметь практическую значимость для всех дошкольного образования».
Индивидуальная диагностика и выработка норм позволит определить уровень когнитивного, эмоционального, регуляторного, речевого развития ребенка относительно других детей того же возраста и пола в регионах страны. На основе результатов диагностики психологи по желанию родителей предоставляют обратную связь и индивидуальные рекомендации по развитию ребенка, авторитетно заявляет и директор ИПО Айдар Калимуллин.
«Проект «Растём вместе» направлен на всестороннее исследование, чтобы понять, как развиваются дети в современном мире. Проект важен не только для КФУ, но и для всей системы образования РТ. Практикам исследования не столь близки, но современная жизнь такова, что мы должны быстро менять свою деятельность. И, опираясь на объективные данные и научный подход, мы сможем обеспечить полноценное проживание ребенком».
Проект рассчитан на три года. Участники исследования - дети в возрасте 5-6 лет, которые посещают старшую группу детсада. Лонгитюдный характер исследования будет направлен, чтобы изучать их развитие на протяжении как минимум двух лет. Диагностика дошкольников будет включать измерение общего уровня интеллектуального развития, диагностику уровня равития саморегуляции, способностей к пониманию эмоций, речевого развития.
Координатор проекта «Растем вместе», научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики МГУ Маргарита Асланова уточнила сроки и условия реализации проекта.
«Перед исследованием стоят разнообразные важные цели: от получения актуальных данных о развитии детей до улучшения образовательного пространства.
Для достижения поставленных целей участниками проекта будут предприняты следующие шаги: обучение специалистов обучающий модуль по современным подходам к пониманию детства и использованию современных методик цифрового приложения для диагностики детей, разработанный факультетом психологии МГУ - это первый тап проекта. После чего начнется сбор данных и проведение индивидуальной диагностики когнитивного, эмоционального, регуляторного и речевого развития детей в регионах с использованием цифрового приложения, а также сбор информации от родителей о ценностях семейного воспитания.
На этапе выработки норм будет проведена стандартизация методик и выработка норм для объективного определения уровня развития детей относительно других детей того же возраста и пола с учетом специфики каждого региона. После анализа данных будет дана обратная связь и рекомендации по развитию ребенка».
В исследовании анализируются аспекты и вариации социальной ситуации развития в современном цифровом мире и их влияние на когнитивное, регуляторное и эмоциональное развитие каждого ребенка, отмечает и доктор психологических наук, профессор, завкафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель директора Психологического института РАО, вице-президент Российского психологического общества, академик РАО Александр Веракса.
«Проект уникален тем, что в нем будет максимально быстрое внедрение научных разработок в работу педагогов дошкольного образования. Я бы хотел отметить важность: мы будем смотреть на конкретных детей и на конкретных родителей. Три года исследования позволят нам определить оптимальные стратегии психолого-педагогического сопровождения детей для максимального раскрытия потенциала каждого ребенка, подготовить опубликовать научные работы в престижных научных изданиях».
Обсуждение особенностей старта проекта прошло во время рабочей встречи участников лонгитюдного исследования 3 февраля.