III Конгресс молодых ученых в «Сириусе»: сессия «Наука и искусство: связь времен, новые подходы в подготовке талантов и научные технологии создания шедевров»
Модератор сессии, декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко напомнил о программе «Приоритет 2030», которая направлена на развитие ресурсов российских университетов для их вклада в достижение национальных целей России. Юрий Зинченко обратил внимание на роль творческих вузов в этой программе. Его мысль поддержал коллега, проректор Российской академии музыки имени Гнесиных Святослав Голубенко: «Важно, чтобы воспитание молодого музыканта основывалось на уважении к традициям и истории своей страны».
Науку и искусство многое объединяет. Важно найти точки соприкосновения и выстроить эффективное взаимодействие между этими областями знаний. Проректор МГУ Андрей Федянин подчеркнул важность диалога между научными и творческими людьми: «Конечно, методы естественно-научного анализа все активнее входят в творческие профессии. И хороший искусствовед должен понимать, как работает электронный микроскоп. Думаю, что и вас, людей искусства, и нас, естественников, беспокоит вопрос искусственного интеллекта. Мы видим, как часть программ вместо человека пишет нейросеть и как ученые публикуют отчеты о работе с ней. Всё идет к тому, что деятельность естественника станет более творческой. Потому что часть работы автоматизирована. И вас тоже беспокоит вопрос, как изменится творчество после прихода в него искусственного интеллекта».
Также 30 ноября состоялась сессия «Инклюзивное общество: как наука убирает барьеры?». Эксперты обсудили вопросы научного сопровождения системы оказания социальной, психологической и медицинской помощи инвалидам, в том числе детям-инвалидам. На сессии на острие пера подняли такие моменты, как применение научных инновационных методов диагностики, коррекции заболеваний и реабилитации после них, перспективы и направления развития инклюзивного общества.
Модератор сессии, декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко подчеркнул, что сфера психического здоровья сложная. В ней важную роль играют профессиональные кадры. «Была такая волна диагнозов, когда вместо психического расстройства ставили расстройство артистического спектра. Если ребенок просто плохо общается, значит сразу аутизм. Такого быть не должно. Ещё одна проблема — стигматизация сферы психического здоровья. Не всегда можно получить поддержку от фонда. Не всегда родители могут позволить дорогие препараты. Необходимо снимать стигматизацию сферы психического здоровья и создавать доступную среду для всех», — поясняет Юрий Зинченко.