Московский международный cалон образования «MMCO.EXPO-2024»: итоги и новые смыслы.
Более 11 лет ММСО является системообразующим, межведомственным социально значимым проектом, который собирает на своих площадках всех участников сферы образования: руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, ключевых экспертов, управленческие команды ведущих образовательных организаций, преподавателей всех ступеней образования и представителей бизнес-сообщества.
В этом году ММСО.EXPO-2024 встретил свыше 8 тысяч посетителей офлайн и свыше 150 тысяч онлайн из 570 городов - 80 регионов России и 64 зарубежных стран, представив им более 200 экспонентов, а в рамках деловой программы в гибридном формате было проведено свыше 120 сессий с участием 500 спикеров – экспертов в различных сферах образования и бизнеса.
«Сегодня перед нами новые вызовы – большой социальный запрос на образовательные возможности и, вместе с тем, особые потребности региональных экономик. Встает вопрос: как развить человеческий потенциал через совместное проектирование персональной траектории ребенка, от детского сада до профессионального пути, - отметил директор ММСО Максим Казарновский. - Решение мы ищем вместе с ведущими российскими экспертами на площадках ММСО, вновь выстраивая прямой диалог экспертных, родительских и управленческих звеньев».
Целый ряд секций был посвящен дошкольному детству – периоду, когда происходит формирование личности, закладываются нравственные основы, формируется характер, выявляются способности: качества, которые получают развитие на протяжении всей жизни. Это период, когда от единства целеполагания и качества сотрудничества педагогов и родителей зависит, каким будет наше будущее.
Спикеры отмечали, что от того, насколько ощутимым, осознанным и системным будет вложение в дошкольников, зависит, каким вырастет будущее поколение.
Сегодня дошкольное детство переживает процесс переосмысления его особой с социальной значимости, а качество дошкольного образования объявлено одной из стратегических задач государства. Многогранность ракурсов этой темы ярко прозвучала на секции «Роль дошкольного детства для формирования человеческого потенциала в интересах семьи, общества и государства».
Эксперты, ученые, общественные деятели, представители профессионального сообщества обсудили большой диапазон дискуссионных вопросов, интересных и профессиональному, и родительскому сообществу. Среди затронутых тем: «Как развить у ребенка интеллектуальные способности и навыки, необходимые для успешного решения разнообразных задач и участия в значимых начинаниях?», «Каким образом научные исследования влияют на формирование государственной политики в области образования и как помогают педагогам и родителям раскрыть потенциал ребенка?», «С чего начинать воспитание личности и гражданина?», «Как создать экосистему одаренности», «Действительно ли успешность ребенка в дошкольном детстве предопределяет линию жизни взрослого человека?» и другие.
Модератор дискуссии Каракчиева Инна Викторовна, заместитель директора Департамента Минобрнауки России, почетный работник общего образования Российской Федерации, выстроила беседу в парадигме «От сегодняшнего дня – в будущее» и собрала мнения ведущих экспертов о перспективах дошкольного образования как стратегического источника развития современного общества.
Александр Николаевич Веракса, академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, заведующий лабораторией психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологически и междисциплинарных исследований, доктор психологических наук, предложил к обсуждению тему «Развитие человеческого капитала через исследования детства: что мы знаем о современных детях и как раскрыть потенциал каждого?»
Президент Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО), генеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» Дорофеева Эльфия Минимулловна заявила тему «Духовно-нравственная составляющая человеческого капитала как основа процветания, суверенности и экономического развития государства и особая роль дошкольного детства в формировании личности человека».
Об экосистеме одаренности детства как механизме развития территорий предложила обменяться мнениями Комарова Ирина Ильинична, кандидат исторических наук, проректор по науке Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО).
Лариса Леонидовна Шевченко, президент Российского Комитета ОМЕП, директор АНО ДОО «МИР ДЕТСТВА», академик Российской муниципальной академии, ведущий аудитор по версии IQNet, выдвинула ряд аргументов в пользу тезиса «Модель непрерывного улучшения интеллектуальной среды: качественный шаг в устойчивое будущее дошкольного образования».
В рамках секции «Пространство детской реализации – пространство формирования креативной личности будущего» эксперты обсудили, как начиная с раннего детства выстраивать модель формирования человека нового поколения, которому предстоит жить в будущем и соответствовать требованиям быстро меняющегося рынка труда на основе пространства детской реализации (ПДР).
Модератор сессии Дорофеева Эльфия Минимулловна, генеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», президент Ассоциации развития качества дошкольного образования, акцентировала внимание на мощном ресурсном потенциале пространства детской реализации в решении всего комплекса педагогических задач для детей от 0 до 7 лет и пригласила участников к разговору о том, какие методики способствуют развитию в ребенке интеллектуального любопытства, позволяющего учиться на протяжении всей жизни, формированию когнитивных навыков, включая креативность, способность обрабатывать и анализировать информацию, генерировать инновационные идеи, принимать обоснованные решения и работать в команде.
Предугадывая возможные сомнения в актуальности озвученных задач применительно к дошкольному возрасту, спикеры привели убедительные аргументы в пользу тезиса «Потом будет поздно!».
Тему «Пространство детской реализации – пространство формирования навыков будущего» представил аудитории Веракса Николай Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор, почетный доктор Гётеборгского университета, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по образованию и развитию детей младшего возраста, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО), профессор факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова.
Римма Хамидбиевна Багова, кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета им Х.М. Бербекова, раскрыла модель формирования ценностной сферы ребенка в условиях пространства детской реализации.
Слепцова Ирина Фёдоровна, кандидат педагогических наук, доцент ГАОУ ДПО МО «Корпоративный университет развития образования» (КУРО), член-корреспондент МАНПО, зав. кафедрой дошкольного и начального образования АНО ДПО «Институт развития образовательных технологий» продемонстрировала практическую значимость использования модели ПДР как инструмента реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Спикеры пришли к выводам:
- В первые 5 лет жизни у ребенка появляется начальный опыт социализации и закладываются основы академического успеха, поэтому условия для развития личности необходимо создавать с раннего детства.
- Обеспечить эффективное сопровождение детства позволит только глубокое знание закономерностей развития детской психики с пониманием всех аспектов и вариаций социальной ситуации развития.
- Воспитание гармонично развитой личности, гражданина возможно путем приобщения детей с самого раннего возраста к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, объединяя усилия семьи, образовательной организации и государства.