Разнообразие детства: подходы, стратегии и технологии работы в фокусе междисциплинарных исследований, 29 мая 2024 года
В Казанском (Приволжском) федеральном университете 29 мая в рамках X Юбилейного Форума по педагогическому образованию IFTE-2024 прошло заседание открытой дискуссионной площадки «Разнообразие детства: подходы, стратегии и технологии работы в фокусе междисциплинарных исследований».
В работе площадки приняли участие ученые из ведущих вузов России (Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Казанского (Приволжского) федерального университета, Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургского государственного университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ). К обсуждению ключевых вопросов подключились исследователи Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики», Уфимского университета науки и технологий, других вузов, а также специалисты из стран ближнего зарубежья (Казахстана, Узбекистана) и практики системы образования. Ключевым спикером площадки выступил академик РАО, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики МГУ им М.В. Ломоносова Александр Веракса. Модератор дискуссионной площадки - заведующий кафедрой дошкольного образования Института психологии и образования КФУ Алла Твардовская.
Целью организованной дискуссионной площадки выступило открытое обсуждение современных подходов и стратегий исследований детства, рассмотрение актуальных технологий работы с детьми раннего и дошкольного возраста с позиции доказательного подхода и междисциплинарных исследований. Современные дети и подростки отличаются от своих сверстников предыдущих поколений. Существующие различия являются закономерными, если исходить из того, что развитие и взросление протекают сегодня в принципиально иных культурно-исторических условиях. Особенности современной социальной ситуации связаны с широким распространением новых технологий, которые не только изменили все формы деятельности человека (включая общение, обучение и игру), но фактически обусловили переход к новому типу культуры, условно обозначаемому такими терминами как «информационный» или «сетевой». Большинство имеющихся в России фундаментальных научных исследований о детстве относятся к работам прошлого века и базируются на данных, которые стремительно утрачивают свою актуальность.
Участники мероприятия обсудили динамику развития воображения в старшем дошкольном возрасте, взаимосвязь эмоционального и речевого развития дошкольников, аспекты построения образовательной среды, предикторы материнских воспитательных практик и связь их с эмоциональным развитием детей, роль развивающих игрушек для дошкольников и другие аспекты разнообразия детства.
Значимыми стали следующие вопросы:
- Какие параметры образовательной среды влияют на развитие регуляторных функций у старших дошкольников?
- Существует ли связь между использованием цифровых образовательных технологий педагогами с их представлением об учениках.
- Образовательные потребности современных детей дошкольного возраста: мнение родителей.
- Нужен ли ребенку детский сад: результаты глубинного интервью с субъектами дошкольного образования.
Дискуссионные вопросы привлеки большую аудиторию слушателей и представителей различных образовательных организаций со всей России. Важно, что реализация современных проектов по изучению разнообразия детства — это задачи для новых междисциплинарных исследований