«Экосистема дошкольного детства»: Всероссийский форум на площадке Экспоцентра
Организаторы форума «Экосистема дошкольного детства» – Международная педагогическая академия дошкольного образования, Ассоциация развития качества дошкольного образования и «Экспоцентр» создали все условия для конструктивного диалога руководителей системы образования, педагогов-дошкольников, родителей, ученых и российских производителей оборудования для оснащения детских садов. Всего в форуме приняли участие более 2000 специалистов из различных регионов Российской Федерации.
Деловая программа форума «Экосистема дошкольного детства» открылась пленарной сессией «Образовательная политика в области дошкольного детства», на которой обсуждались ключевые вопросы формирования и развития дошкольного образования в России. Тон заседанию задала Елена Писарева, сенатор Российской Федерации, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, координатор секции «Психолого-педагогические вопросы образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» Экспертного совета при Комитете СФ по науке, образованию и культуре. В своем выступлении она подчеркнула важность дошкольного образования как фундамента для успешного развития нового поколения. «Ребенок должен идти в детский сад, и именно это слово «должен» здесь уместно, поскольку дошкольное образование создает ту опору, на которой строится дальнейшее развитие ребенка», — отметила сенатор. Она акцентировала внимание на необходимости формирования эффективного взаимодействия между родителями, педагогами и детьми, что является критически важным для успешного образовательного процесса.
В своем приветственном слове Николай Веракса, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, ведущий научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, подчеркнул роль качественного образования в контексте раннего развития детей. Он отметил, что подход к образовательному процессу должен быть многосторонним и учитывать современные научные исследования.
Президент АРКАДО Эльфия Дорофеева акцентировала внимание на вопросах инноваций и качества в дошкольном образовании. Она представила ряд инициатив, направленных на улучшение образовательных программ и повышение их доступности для различных категорий детей и семей.
Ключевой темой форума стала развивающая предметно-пространственная среда как третий педагог. Специалисты знают: чтобы построить или даже, точнее, грамотно выстроить развивающую предметно-пространственную среду, надо не только хорошо ориентироваться во всем разнообразии продукции для детского сада, но и руководствоваться регламентирующими документами.
Развивающая среда помогает педагогу формировать личность ребенка, активизировать его стремление к познанию и исследованию окружающего мира, развивать творческий потенциал, прокладывать индивидуальный маршрут.
Что же говорили лидеры образования о современных тенденциях дошкольного образования и практике применения перечня?
Елена Изотова, заведующая лабораторией дошкольного образования Института развития, здоровья и адаптации ребенка, заведующая кафедрой возрастной психологии Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, кандидат психологических наук, рассказала о подходах к формированию проекта Приказа «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, требуемых для реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми, необходимых в целях реализации мероприятий, направленных на содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест для детей дошкольного возраста в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места средствами обучения и воспитания при осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми».
Спикер подчеркнула, что это живой, динамичный документ, открытый к обновлениям и дополнениям на основании профессионального опыта педагогов. Она также отметила наличие разделения на обязательную и вариативную часть перечня. Обеспечение обязательной части — это условие эффективного выполнения образовательных задач, вариативная часть позволяет педагогам индивидуализировать процесс обучения. Эксперт познакомила участников с основными разделами перечня и необходимыми предметами и оборудованием, которые должны быть в каждом детском саду.Мнение исследователей детства о факторах, влияющих на развитие ребенка, участники форума узнали из выступления Александра Вераксы, академика РАО, заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, заместителя директора, руководителя лаборатории цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований. Ключевым моментом для развития ребенка является взаимодействие с педагогом, а не только физическая среда: «Даже в менее богатой среде мы видели яркие результаты работы детей, и это подчеркивает важность креативного подхода педагогов». Творчество и индивидуальный подход воспитателей остаются решающими факторами успешного образования, несмотря на возможные ограничения в ресурсах. «Важно, чтобы финансирование шло не только на оборудование, но и на развитие человеческого капитала, усиливая взаимодействие взрослых и детей», – заключил он.
Мнение исследователей детства о факторах, влияющих на развитие ребенка, участники форума узнали из выступления Александра Вераксы, академика РАО, заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, заместителя директора, руководителя лаборатории цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований. Ключевым моментом для развития ребенка является взаимодействие с педагогом, а не только физическая среда: «Даже в менее богатой среде мы видели яркие результаты работы детей, и это подчеркивает важность креативного подхода педагогов». Творчество и индивидуальный подход воспитателей остаются решающими факторами успешного образования, несмотря на возможные ограничения в ресурсах. «Важно, чтобы финансирование шло не только на оборудование, но и на развитие человеческого капитала, усиливая взаимодействие взрослых и детей», – заключил он.
Первый заместитель председателя Совета – координатор проектов в сфере науки, образования и просвещения ВОО «Воспитатели России» кандидат педагогических наук Татьяна Волосовец заявила о необходимости интеграции региональных представителей, занимающихся развитием образовательной среды, в процесс формирования и проверки оборудования и игрушек для ДОО.
Спикер поделилась своей тревогой в отношении игрушек, которые могут представлять опасность для ребенка: «Здесь речь идет не только об острых углах и мелких деталях, которые могут привести к физическим травмам, но и о вопросах психологической безопасности. Некоторые игрушки могут нести эмоциональную нагрузку, вызывать страх или агрессию у детей, что в свою очередь может отрицательно сказаться на их психическом здоровье и развитии», и призвала к возрождению федерального экспертного совета, который мог бы заниматься аттестацией и сертификацией детских игрушек и оборудования.Заместитель ответственного секретаря Координационного совета Национальной родительской ассоциации Дмитрий Епов поднял тему о взаимосвязи между родителями и дошкольной образовательной организацией: «Когда родители отдают своих детей в детский сад, это не просто вопрос доверия к учреждению, но и поиск конструктивного взаимодействия с педагогами и воспитателями. Важно понимать: родители не являются просто «приложением к детям». Их мнение и взгляд на происходящее в детском саду имеет огромное значение».
Президент Национального союза предприятий индустрии учебного оборудования и средств обучения и поставщиков образовательных организаций Ирина Егорова озвучила важные моменты, касающиеся проблематики эффективного использования учебных ресурсов в стране. В выступлении прозвучала тема о целесообразности формирования рабочей группы, состоящей из компетентных представителей различных сфер — от педагогов до поставщиков оборудования, чтобы совместными усилиями всех заинтересованных сторон достичь прогресса в области образовательной инфраструктуры. «Необходимо разработать четкую стратегию, чтобы понять, какие ресурсы и средства на самом деле нужны образовательным учреждениям для выполнения поставленных задач», — резюмировала докладчик.
Значимым содержательным блоком деловой программы, собравшей большое количество слушателей – участников обсуждения, стала целая серия выступлений представителей факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, представивших результаты исследований, проведенных в рамках проекта «Растем вместе».
«Воображение дошкольников и цифровая игра: есть ли связь?» – ответ на этот вопрос искала Дарья Бухаленкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.
Опираясь на исследования, спикер проинформировала аудиторию о влиянии цифровых игр на детей, и прежде всего на развитие воображения, сообщив, что характер этого влияния зависит не только от факта игры, но и от ее содержания, формата и эмоциональной составляющей. Создание сбалансированной игровой среды, по мнению исследователя, может стать ключевым элементом в формировании креативного мышления у подрастающего поколения.
«Игра и игрушка: что мы знаем о предпочтениях современных детей и как это связано с их развитием?» - эту тему исследовала Маргарита Гаврилова, кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии МГУ; научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации
Педагоги хорошо знают, что в ходе игры дети не просто развлекаются; они реконструируют сюжеты и ситуации, обучаясь взаимодействовать друг с другом и развивая эмоциональные навыки и что игры должны вызывать положительные эмоции и стимулировать конструктивное общение между малышами.
Спикер обратила внимание слушателей на то, что выбор игрушек детьми подчеркивает важность их способности развивать воображение и социальные навыки. Таким образом, производителям игрушек недостаточно ориентироваться только на эмоциональный отклик детей. Важно обратиться к научным подходам для глубокого понимания структуры детской игры и выявления игрушек, которые действительно способствуют полноценному развитию детского воображения и взаимодействия.
«Чувство юмора у детей: зачем оно нужно и как его развивать?» доклад на эту тему представила Екатерина Ощепкова, кандидат филологических наук, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ; ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации ФНЦ ПМИ. Ребенок с чувством юмора лучше регулирует эмоции и легче справляется со стрессом, более популярен среди сверстников, лучше усваивает нормы и правила социума, а значит – изучение юмора и его развития является интересной задачей исследователей и практиков.
Наталья Руднова – кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ; научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации ФНЦПиМИ, познакомила с результатами своего исследования «Темперамент ребенка: как он влияет на эмоциональное и когнитивное развитие и можно ли его изменить?» Исследования подтвердили, что хотя свойства темперамента нельзя изменить, взрослые могут создать условия, которые способствуют их благоприятному развитию.
Выступления вызвали живой интерес как у педагогов, так и у родителей.