Современные исследования дошкольного детства на ММСО.EXPO-2025

Современные исследования дошкольного детства на ММСО.EXPO-2025

11 марта 2025
Современные исследования дошкольного детства на ММСО.EXPO-2025

ММСО.EXPO уже 15 лет позиционирует себя как ключевая площадка для диалога образования, бизнеса и государства. В рамках Московского международного салона образования 2025 состоялась секция «Современные исследования дошкольного детства. Зачем они нужны педагогу детского сада». 

На секции были озвучены результаты проекта «Растем вместе» - первого в России масштабного лонгитюдного исследования детства, который реализуется под руководством ученых факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований в партнерстве с ведущими вузами России.

Модератор секции Веракса Александр Николаевич, академик РАО, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель директора ФНЦ ПМИ рассказал о диапазоне исследований в рамках проекта «Растём вместе». Были представлены результаты негативного влияния экранного времени на моторное развитие детей.

Кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации ФНЦ ПМИ Руднова Наталья Александровна в своем докладе «Стресс у детей дошкольного возраста: способы его снижения» подчеркнула, что детский стресс — это значимое явление, которое влияет на развитие ребенка и может иметь долгосрочные последствия на протяжении всей жизни. Ключевым фактором в преодолении стресса у ребенка является эмоциональное состояние и поддержка значимых взрослых, особенно матери. Для снижения стресса у детей важно не только оказывать эмоциональную поддержку, но и учить их распознавать и справляться с напряжением, используя физический контакт, дыхательные практики и поиск социальной поддержки.

Дарья Алексеевна Бухаленкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, рассказала о результатах исследования на тему «Как развивать воображение у девочек и мальчиков и почему это важно?». Для развития воображения необходимо создавать условия для свободного творчества, и если прибегать к цифровыми играм, то стратегическим.

Ощепкова Екатерина Сергеевна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ФНЦ ПМИ рассказала о разработке российского теста, направленного на оценку пассивного словаря ребенка в возрасте 4-8 лет. 

Как показали результаты апробации, тест прост в использовании, позволяет объективно оценить уровень знаний слов, избегая субъективных интерпретаций и занимает не более 7 минут. Совместно с издательством «Мозаика-Синтез» исследователям удалось разработать удобный для использования формат теста, который нравится детям. 

Тема детских игрушек в последнее время - в фокусе общественного обсуждения, и выступление Веры Леонидовны Сухих, научного сотрудника кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ «Какие игрушки нужны дошкольникам?» прозвучало в ответ на этот на социальный запрос.

В своем выступлении В.Л.Сухих подчеркнула, что «умные» игрушки с заложенным образовательным контентом не обеспечивают развивающего эффекта без участия взрослого, который помогает ребенку осмыслить игру и направить её в нужное русло. Игрушки, связанные с реальным опытом ребенка, чаще вызывают интерес, но без активного вовлечения взрослого, они редко используются ребенком.

Ни у кого не вызывает сомнения, что шахматы являются универсальным инструментом для умственного развития человека. Якушина Анастасия Александровна, научный сотрудник лаборатории конвергентных исследований когнитивных процессов ФНЦ ПМИ привела результаты исследований, в которых показано, что шахматы оказывают положительное влияние на когнитивное развитие детей, особенно на зрительно-пространственную память. 

Гаврилова Маргарита Николаевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ рассказала об особенностях адаптации современных первоклассников к школе, выделив целый ряд важнейших для этого факторов. Первые месяцы в школе критически важны, так как они формируют базу для всего последующего образовательного пути ребенка. Результаты исследования убедительно показали, что дошкольники, чьи родители поддерживали игру и сами играли в своем детстве, легче адаптировались к школе. 

В заключении сессии на стенде «Экосистема дошкольного детства» прошла встреча педагогов со спикерами научной секции и автограф-сессия только что вышедшей из печати в издательстве «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» книги «Игра как способ развития саморегуляции у дошкольников», акцентирующей внимание на возможностях использования игры в условиях детского сада. Авторы книги подчеркивают важность сохранения принципа амплификации детства, сформулированного А.В.Запорожцем, чье 120-летие отмечается в этом году.

Фотогалерея