Педагоги России представили авторские разработки на Всероссийских педагогических чтениях «Моя страна – моя Россия»

В Москве были представлены 150 авторских практик от педагогов из разных регионов России на Всероссийских педагогических чтениях «Моя страна – моя Россия» – проекта Президентской платформы «Россия – страна возможностей». Чтения направлены на выявление и распространение лучшего педагогического опыта и методик гражданско-патриотического воспитания.
В этом году на участие в III Всероссийских педагогических чтениях «Моя страна – моя Россия» поступило 2047 заявок от педагогов со всей страны, что вновь подтвердило высокий уровень вовлеченности профессионального сообщества, стремление к развитию системы образования и укреплению воспитательных ценностей. По итогам отборочного этапа экспертная комиссия определила 150 лучших авторов педагогических практик. Участники представили свои разработки в рамках очной программы и получили возможность масштабировать собственные подходы в других регионах страны.
Педагоги из 82 регионов России представили практики по различным уровням образования, что позволило определить, где сегодня особенно активно внедряются новые подходы. Среди 150 отобранных разработок наибольшее количество было направлено на основное общее, среднее общее и дополнительное образование.
Научный руководитель Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» Президентской платформы «Россия – страна возможностей», доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования Лариса Пастухова подчеркнула: «Проектируя первые Всероссийские педагогические чтения совместно с нашим сообществом, мы хотели создать открытую площадку для соединения педагогической практики и науки, учительского и родительского сообщества. Именно такими стали Чтения спустя годы, объединив мечты, опыт и знания в живой, чуткий диалог о воспитании подрастающих поколений».
Всероссийские педагогические чтения реализуются при поддержке Российского государственного гуманитарного университета, который выступает площадкой для работы дирекции и организации ключевых мероприятий. Одним из ключевых событий программы стало пленарное заседание «Воспитание через ценности и смыслы: вызовы и стратегии» в университете. В дискуссии приняли участие представители федеральных органов власти, ведущих образовательных и научных организаций, а также институтов развития, объединенных общей задачей – обсуждением стратегий воспитания и укрепления ценностных основ современного образования.
Одним из ключевых событий программы III Всероссийских педагогических чтений стало пленарное заседание «Воспитание через ценности и смыслы: вызовы и стратегии» в университете. В дискуссии приняли участие представители федеральных органов власти, ведущих образовательных и научных организаций, в том числе декан факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, президент Российского психологического общества, член-корреспондент РАН, академик РАО Ю. П. Зинченко. Особое внимание участники уделили вопросу связи науки и педагогической практики, обсудили актуальные подходы к формированию ценностных ориентиров в системе образования, роль педагогов и наставников в сохранении смыслов и традиций воспитания, а также влияние цифровой среды на развитие личности и гражданской ответственности молодёжи.
Ю. П. Зинченко обозначил ключевые вызовы, с которыми сегодня сталкивается система образования в условиях стремительной цифровизации. Он подчеркнул: «Мы не можем — и не должны — останавливать технологический прогресс. Но у любой медали есть обратная сторона. Рост экранного времени вытесняет живое общение с родителями, совместную деятельность со сверстниками, заменяет традиционные игрушки и свободную игру — а это напрямую отражается на психическом развитии детей. Кроме того, пандемия COVID-19 показала, что даже при широком доступе к цифровым ресурсам остается открытым вопрос их реальной эффективности: нередко цифровые образовательные среды воспринимаются как форма развлечения, а не полноценного обучения. И, безусловно, необходимо продумать регулирование использования искусственного интеллекта в образовании. Его стремительное распространение уже влияет на снижение осмысленности и ценности образовательного процесса, в том числе выполнения домашних заданий»
В рамках Чтений была проведена очная встреча от группы исследователей проекта факультета психологии МГУ и Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований «Растём вместе» — единственного в России масштабного лонгитюдного проекта исследования детства. Учёные представили современные научно обоснованные практики обучения и развития, разработанные на основе результатов многолетних исследований. Особое внимание было уделено формированию ключевых компетенций детей и подростков в эпоху цифровизации — эмоциональной, речевой, когнитивной, двигательной, личностно-мотивационной. Участники узнали о практических инструментах, позволяющих педагогам поддерживать инициативность, саморегуляцию и познавательную активность ребёнка.
Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, первый заместитель директора Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, академик РАО А. Н. Веракса отметил: «В эпоху тотальной цифровизации, когда суммарное экранное время ребёнка к восемнадцати годам превышает один год непрерывного взаимодействия с цифровыми устройствами, особенно важно уделять внимание психологическому развитию детей и создавать условия для их активного, инициативного и осмысленного взаимодействия с окружающим миром.
Роль взрослого сегодня становится исключительной — именно он выступает носителем культурных средств и ценностей, задаёт вектор развития. Поэтому так важно, чтобы педагоги имели доступ к проверенным, научно обоснованным инструментам развития и воспитания».
Проект «Моя страна – моя Россия» реализуется в рамках федерального проекта «Россия – страна возможностей» национального проекта «Молодежь и дети» при поддержке Фонда президентских грантов.







