На Конгрессе молодых ученых обсудили, как детство формирует будущий потенциал страны

Дискуссия «Куда приводит детство? К междисциплинарным исследованиям и эффективным образовательным решениям» собрала ведущих специалистов в области психологии, образования, медицины, управления и технологического развития.
Участники отметили, что современная наука всё более убедительно показывает: детство — наиболее критический период в становлении человека, определяющий будущий потенциал страны. Модератор секции Модератор секции — академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Николаевич Веракса — подчеркнул, что сегодня междисциплинарные исследования становятся ключевым условием развития детства: только объединяя знания науки, психологии, педагогики и доводя их до практики и системы образования, мы можем создавать решения, которые работают и отвечают вызовам времени.
Декан факультета психологии МГУ, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России, директор Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований Юрий Петрович Зинченко, обсуждая современные вызовы отметил: «Результаты междисциплинарного проекта исследования детства “Растём вместе» показывают: современные дошкольники уже проводят около трёх часов в день за устройствами. У цифровизации две стороны медали — она даёт новые возможности, но влияет и на психологическое развитие. Поэтому так важно обеспечивать качественное взаимодействие ребёнка со взрослыми, предлагать открытые игровые материалы и продуманную цифровую среду».
В ходе дискуссии эксперты рассмотрели современные психологические подходы к развитию детей, технологии повышения психологической устойчивости детей в образовательных организациях и управленческие стратегии повышения качества образования в стране. Ирина Игоревна Новоселова, первый заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, поделилась опытом внедрения программ поддержки одаренных детей в регионе: «Последние годы мы целенаправленно внедряли меры поддержки — от развития профессионального обучения и воспитания до создания индивидуальных образовательных траекторий, начиная уже с начальной школы. Эти решения позволили нам совершить серьёзный рывок: регион поднялся с 69-го места в рейтинге победителей всероссийской олимпиады школьников до 5–6 позиции».
Отдельное внимание уделялось тому, какую роль во внедрении научно обоснованных решений в образовательный процесс играют бизнес и технологические компании.
В обсуждении также приняли участие Майя Булаева, депутат Московской городской Думы, директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа в Некрасовке», Эльфия Дорофеева, генеральный директор издательства детской литературы «Мозаика-Синтез», Айдар Калимуллин, директор Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, Антон Нуркенов, начальник научной лаборатории робототехники Южно-Уральского государственного университета, Юрий Семенов, руководитель автономной некоммерческой организации гармоничного развития детей «Лаборатория детства», Яна Смирнова, доцент кафедры общей и прикладной психологии Алтайского государственного университета.
Секция стала важной площадкой для координации научных, образовательных и управленческих усилий, направленных на поддержку детского развития. Участники подчеркнули, что именно междисциплинарный подход, объединяющий психологию, педагогику, медицину и современные технологии, позволит создавать эффективные образовательные решения и формировать устойчивость будущих поколений.