На Конгрессе молодых ученых обсудили, как детство формирует будущий потенциал страны

На Конгрессе молодых ученых обсудили, как детство формирует будущий потенциал страны

28 ноября 2025
На Конгрессе молодых ученых обсудили, как детство формирует будущий потенциал страны

Дискуссия «Куда приводит детство? К междисциплинарным исследованиям и эффективным образовательным решениям» собрала ведущих специалистов в области психологии, образования, медицины, управления и технологического развития.

Участники отметили, что современная наука всё более убедительно показывает: детство — наиболее критический период в становлении человека, определяющий будущий потенциал страны. Модератор секции Модератор секции — академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Николаевич Веракса — подчеркнул, что сегодня междисциплинарные исследования становятся ключевым условием развития детства: только объединяя знания науки, психологии, педагогики и доводя их до практики и системы образования, мы можем создавать решения, которые работают и отвечают вызовам времени.

Декан факультета психологии МГУ, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России, директор Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований Юрий Петрович Зинченко, обсуждая современные вызовы отметил: «Результаты междисциплинарного проекта исследования детства “Растём вместе» показывают: современные дошкольники уже проводят около трёх часов в день за устройствами. У цифровизации две стороны медали — она даёт новые возможности, но влияет и на психологическое развитие. Поэтому так важно обеспечивать качественное взаимодействие ребёнка со взрослыми, предлагать открытые игровые материалы и продуманную цифровую среду».

В ходе дискуссии эксперты рассмотрели современные психологические подходы к развитию детей, технологии повышения психологической устойчивости детей в образовательных организациях и управленческие стратегии повышения качества образования в стране. Ирина Игоревна Новоселова, первый заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, поделилась опытом внедрения программ поддержки одаренных детей в регионе: «Последние годы мы целенаправленно внедряли меры поддержки — от развития профессионального обучения и воспитания до создания индивидуальных образовательных траекторий, начиная уже с начальной школы. Эти решения позволили нам совершить серьёзный рывок: регион поднялся с 69-го места в рейтинге победителей всероссийской олимпиады школьников до 5–6 позиции».

Отдельное внимание уделялось тому, какую роль во внедрении научно обоснованных решений в образовательный процесс играют   бизнес и технологические компании.

В обсуждении также приняли участие Майя Булаева, депутат Московской городской Думы, директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа в Некрасовке», Эльфия Дорофеева, генеральный директор издательства детской литературы «Мозаика-Синтез», Айдар Калимуллин, директор Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, Антон Нуркенов, начальник научной лаборатории робототехники Южно-Уральского государственного университета, Юрий Семенов, руководитель автономной некоммерческой организации гармоничного развития детей «Лаборатория детства», Яна Смирнова, доцент кафедры общей и прикладной психологии Алтайского государственного университета.

Секция стала важной площадкой для координации научных, образовательных и управленческих усилий, направленных на поддержку детского развития. Участники подчеркнули, что именно междисциплинарный подход, объединяющий психологию, педагогику, медицину и современные технологии, позволит создавать эффективные образовательные решения и формировать устойчивость будущих поколений.