Скрытые достоинства низкого качества образовательной среды
Как у кафедры сложилось сотрудничество с коллегами из Университета Осло?
А. Веракса: Сотрудничество факультета психологии МГУ и факультета психологии университета Осло стало результатом взаимного интереса к научным исследованиям в области детской психологии и педагогики, которое обрело целый ряд форм – это обмен преподавателями, студентами, стажировки аспирантов, проведение совместных семинаров и секций в рамках престижных международных конференций, и, конечно, совместная реализация в России и Норвегии целого ряда исследовательских проектов, в которые активно включены молодые ученые.
Как была распределена работа в рамках проекта между партнёрами?
М. Гаврилова: Исследование стало возможно благодаря вкладу большого количества людей, увлеченных общими идеями, – желанием понять степень влияния окружения ребенка на его эмоциональное развитие. Это направление исследований впервые в психологии сформулировал Лев Семенович Выготский – выдающийся профессор Московского университета. Наиболее трудоемкой частью работы стал анализ собранных данных, который проводился совместно с ведущим европейским исследователем в области эмоционального развития детей – профессором Франциско Понсом, членом Российской академии образования.
Ваша работа была опубликована в ведущем научном журнале European Early Childhood Education Research Journal, и в ней используются такие понятия, как низкое качество образовательной среды (low-quality classrooms) и высокое качество образовательной среды (high-quality classrooms). Скажите, какие характеристики включают в себя эти дефиниции?
М. Гаврилова: Low-quality classrooms: такие группы характеризуются минимальным набором оборудования и материалов, необходимых для работы с детьми, а также обеспечением базовой безопасности. Преобладающая часть занятий в таких группах проводится для всех 30 детей разом. В группах зачастую не предусмотрены места для уединения, отсутствует разделение активных и тихих игровых зон. Воспитатели включаются в разрешение возникающих между детьми конфликтов и негативное взаимодействие между сверстниками только в случае возможного причинения ими физического вреда другу. В таких группах детей не учат общаться друг с другом, не помогают им налаживать отношения с другими детьми, заводить друзей и находить себе занятие во время свободной игры. При этом из-за нехватки материалов и пространства для полноценного разворачивания игры или других детских занятий дети зачастую оказываются в ситуации соперничества и получают опыт конфликтов. Другая важная особенность таких групп – жесткий и неиндивидуализированный ежедневный распорядок дня, в котором не учитываются предпочтения и инициативы детей.
High-quality classrooms: в таких группах помимо обеспечения безопасности и предоставления необходимого набора оборудования и материалов, имеются отдельные зоны для активных и тихих игр. Предусмотрены места для уединения, где дети могут побыть одни или поиграть в небольшой компании сверстников. Воспитатели не только следят за дисциплиной, но также и предотвращают или прерывают уже возникшие конфликты между детьми. Детям в таких группах помогают найти себе интересные занятия и (или) присоединиться к сверстникам, которые уже чем-то заняты. В таких группах гораздо в меньшей степени представлена конкуренция за материалы и пространство для игры и других детских занятий. Режим дня характеризуется балансом между строгой структурированностью и гибкостью ежедневного распорядка дня, в котором частично учитываются детские желания и инициативы.
До сих пор подобные исследования не проводились ни отечественными, ни зарубежными учеными, вы внесли важный вклад в эту область, проанализировав связь между показателями понимания эмоций у 592 детей в возрасте 5-6 лет и результатами оценки образовательной среды в их группах детских садов. Каковы главные результаты исследования?
А. Веракса: Результаты оказались неожиданными – некоторые факторы, присущие низкому качеству образовательной среды детского сада могут играть положительную роль в развитии понимания эмоций у детей. Негативные условия обогащают эмоциональный опыт и побуждают к использованию навыков понимания эмоций. Например, в конфликтных ситуациях дети учатся поддерживать собственные и групповые границы, понимать позицию и желания других. Конкуренция из-за недостаточного количества игрушек и материалов побуждает детей договариваться друг с другом, что постепенно приводит к развитию у них двусторонних стратегий разрешения конфликтов. Постоянное взаимодействие со сверстниками и невозможность уединиться расширяет у детей спектр эмоционального опыта, с которым они учатся совладать.
Хотя исследование не окончено, какие предварительные рекомендации можно дать дошкольным педагогам и родителям?
А. Веракса: Дети, которые хорошо понимают эмоции, проще адаптируются к изменениям, способны выстраивать позитивные отношения с окружающими и в дальнейшем показывают более высокие академические результаты. В то время как низкий уровень развития понимания эмоций ассоциируется с тревожностью, депрессией, социальной неприспособленностью и невротизацией. Поэтому как дома, так и в детском саду, следует уделять внимание развитию способности у детей понимать природу, причинам и способам регуляции эмоций. Для этого взрослым следует позитивно и открыто реагировать на эмоции детей: поощрять выражение эмоций, называть эмоции. Взрослый также может собственным примером формировать у ребенка представления о стратегиях эмоциональной регуляции, комментировать позитивные примеры выражения эмоций, развивать культуру поддержки и сопереживания. Важно создавать ситуации, в которых дети могут поделиться своими чувствами с окружающими и познакомиться с характерной для различных эмоциональных состояний мимикой, интонацией. Полезно описывать вслух внешние проявления различных эмоций и обозначать причины их возникновения.
Для того, чтобы помочь педагогам развивать эмоций у детей мы разработали специальную программу, которая уже показала свою эффективность.