Наши дети успешнее многих своих сверстников в других странах
– Вы стали лауреатом премии Президента РФ для молодых учёных за 2019 год – за исследование когнитивного и эмоционального развития детей и проблем успешности обучения. Какие цели Вы ставили в этом исследовании? Что было необходимо понять и узнать?
– Это был целый цикл исследований, который направлен на то, чтобы понять особенности развития современных детей. Мы очень много говорим о том, что современные дети отличаются от тех, которые были раньше, но утверждать это можно, только опираясь на факты.
Важный момент нашего исследования – в нём участвует ряд регионов, а также дети, которые являются носителями разных языков, помимо русского, и проживающие в различном социальном окружении. Это как раз даёт нам представление о том, как разворачивается сегодня детское развитие в нашей культурно разнообразной стране и что мы, взрослые, в первую очередь родители и педагоги, можем сделать для того, чтобы это развитие происходило гармонично.
В ходе исследования мы смотрим на самих детей – на их когнитивное и эмоциональное развитие. Традиционно, конечно, больше внимания уделяется когнитивному развитию, поскольку оно связывается с дальнейшей академической успешностью детей. Но мы видим, что сейчас именно сложности в эмоциональном развитии выходят на первый план, особенно в школе.
Для нас также большой интерес представляет степень влияния педагога на детское развитие. Здесь мы следуем культурно-исторической психологии, которую основал выдающийся профессор Московского университета Лев Семёнович Выготский. И мы можем с уверенностью сказать, что особенности взаимодействия педагога с детьми оказывают решающее влияние на развитие ребёнка.
Я хотел бы подчеркнуть еще один важный момент, связанный с детским развитием. Он заключается в том, что возможности ребёнка огромны. По ряду аспектов дети дошкольного возраста не уступают в мышлении взрослым. Понять эти возможности чрезвычайно важно, если мы хотим выстроить эффективную поддержку детского развития.
– То есть в этой цепочке – семья, социальное окружение, те же соцсети и школа – у учителя всегда есть приоритет в воспитании? Его влияние будет определяющим?
– Сам факт того, что это влияние значимо, говорит о том, что у нас есть возможность либо способствовать развитию ребёнка, либо надеяться на то, что это развитие как-то произойдёт само, что вряд ли.
Конечно, глобальный процесс цифровизации – те же соцсети – привносит новую грань в нашу реальность, которой не было раньше. Причём к цифровизации дети приобщаются уже в самом раннем возрасте, начиная с года. И взрослым необходимо занять более выраженную заинтересованную позицию относительно того, что находится на экране перед ребёнком. Как показывает наше исследование, это далеко не всегда развивающий контент, тот, который способствует реализации способностей.
Современное цифровое устройство – это окно возможностей влияния на детское развитие. Важно, чтобы оно соответствовало тем целям и задачам, которые стоят перед нашей страной.
– И всё-таки, если ребёнок встречает на своём пути заинтересованного, увлечённого педагога, который сумеет пробудить его способности, это даст ему в дальнейшем мощный импульс к развитию?
– Да, совершенно верно. Именно педагог в состоянии построить взаимодействие с ребёнком таким образом, чтобы его развитие помогло ему дальше в школе и служило бы залогом академической и социальной успешности. Всё это закладывается ещё в дошкольном детстве, поэтому в нашем исследовании было уделено особое внимание этому периоду.
Если правильно построить систему образования в дошкольном детстве, и дошкольники почувствуют поддержку со стороны своего окружения, то их развитие приобретает фантастический характер. Дети выходят далеко за границы стандартных вариантов повседневной деятельности. С установкой на развитие своей личности они приходят в школу с большим желанием учиться.
– Начинать воспитание и образование нужно с детского сада?
– К счастью, наша педагогика ещё с советских времён основана на понимании важности детства – не просто как периода пребывания ребёнка в учреждении, а как периода воспитания и активного обучения. Опять же, следуя идеям Л. С. Выготского, взрослый ведёт за собой развитие ребёнка – за счёт того, что передаёт ему культурные образцы, которые ребёнок сам по себе спонтанно освоить не может.
И здесь важно подчеркнуть системность работы. Родители в силу занятости не всегда могут постоянно уделять необходимое количество времени ребёнку. А в детском саду этот процесс достаточно чётко регламентирован. И это позволяет гарантировать развитие по всем направлениям.
– В вашем исследовании участвовали 12 регионов и 20 тысяч школьников. Какие-то различия между регионами вы выявили?
– Мы не ставили задачу сравнить регионы, поскольку регионы обладают выраженной спецификой. Но исследования позволяют нам увидеть, например, в чём специфика развития билингвальных детей. Мы видим, что это дети, которые обладают более высоким уровнем переключения внимания, но в то же время у них отмечается не столь глубокое понимание эмоций, как у монолингвальных детей.
В целом в когнитивном развитии наши дети достаточно успешны и успешнее многих своих сверстников в других странах. И это объясняется как раз-таки образовательным процессом. Но неожиданным для нас был результат, что наши дети и более успешны по сравнению с зарубежными сверстниками в понимании эмоций. Заложенная культура детского чтения, приобщение к эмоциональному переживанию и даёт такой интересный результат.
– Всё это благодаря нашей богатой детской литературе, тем же стихам?
– Да, и культурному уровню граждан нашей страны в целом. Особенно это касается развития моральных норм и правил и моральных эмоций. Это говорит о том, что с ранних лет дети включены в достаточно сложную систему норм, которая осваивается ими.
– Разработанная вами методика позволяет с одинаковым успехом применять её на различных уроках от математики до физкультуры. А в чём её особенность?
– Идея методик состоит в том, чтобы максимально использовать доступные культурные средства – и схемы, и модели, и символические образы – для освоения содержания. Кроме того, чрезвычайно важно предоставить детям возможность проявить просоциальную инициативу и с успехом ее реализовать. В случае, когда эта работа выстраивается системно, дети демонстрируют очень высокие результаты вне зависимости от индивидуальных особенностей. В этом мы видим очень большой потенциал образовательной системы.
Это достаточно широко внедрено в дошкольных учреждениях – в рамках программы «От рождения до школы» более 60% дошкольных учреждений в нашей стране используют разработанные методики.
– В начале беседы вы сказали, что сегодняшние дети отличаются от тех, которые были 10, 20 лет назад. В чём главные отличия?
– Сложность в том, что тотальная цифровизация ведёт к снижению саморегуляции детей. Нужно быстро на всё реагировать, нажимать на кнопки, не всегда задумываясь о последствиях, точнее, не имея временной возможности об этом задуматься. Это порождает поведение, которое не способствует усидчивости, постановке целей. И в этом смысле важно, что дошкольное учреждение остаётся в хорошем смысле в стороне от этих технологий. Ребёнок через детские виды деятельности обучается контролировать себя, овладевать своим поведением, а также вниманием, памятью, мышлением, воображением за счет освоения богатства культуры.
– Значит ли это, что переход на дистанционное образование ни в коей мере не может заменить личного общения с педагогом и присутствия ребёнка в классе?
– У нас есть результаты исследования, которые пока не опубликованы. По ним совершенно чётко видно, что прогресс детей, которые были на дистанте, по сравнению с теми, кто не был на дистанционном обучении, существенно ниже. Это говорит о том, что дома невозможно компенсировать то богатство, которое даёт образовательное учреждение.
Интересно, что у детей до двух лет темпы развития, наоборот, оказались существенно выше. Это совершенно другая ситуация: родители, оказавшись дома с совсем маленькими детьми, стали гораздо больше ими заниматься. Потому что у родителей есть представление о том, что дети дошкольного возраста могут вполне самостоятельно занять себя, но это невозможно для совсем маленьких. И если можно сказать, что кому-то повезло из-за карантинных мер, то повезло самым маленьким ребятам.
– По вашей методике прошло обучение уже более восьми тысяч педагогов и более 106 тысяч детей из разных стран. Тут и Сингапур, и Польша, Индия, США, Израиль, Таиланд, Филиппины... Расскажите об этой программе
– Это программа, в основу которой были положены принципы отечественной психологической науки, которые были проверены практикой. Программа была сначала представлена на английском языке, а затем постепенно она была переведена на китайский, польский, иврит и многие другие языки. Мы исходим из того, что процесс образования носит достаточно универсальный характер. И эти принципы, законы развития ребёнка одинаковы для всех детей.
– А каким образом эти школы и педагоги выходили на эту программу? Вы её представляли на международных форумах?
– В первую очередь они узнавала о ней по публикациям в международных научных журналах, по конференциям. В 2019 году в России прошёл Европейский психологический конгресс и там было очень масштабно представлено направление изучения детства. Всего Москву посетили более 4000 участников из 93 стран. И можно сказать, что тематика детской психологии и образования всех интересует всё больше, поскольку обучение детей – это будущее каждой страны.
– С этой точки зрения наша наука детской психологии высоко котируется в мире?
– Достаточно сказать, что Лев Семёнович Выготский входит как минимум в тройку самых цитируемых в мире психологов. Мы видим новые интересные результаты, которые публикуются нашими соотечественниками на страницах ведущих международных журналов. Мы видим, что традиции изучения детства, заложенные выдающимися представителями российской науки, развиваются и находят своё отражение в новых исследовательских направлениях.