Стоит сказку начертить

Стоит сказку начертить

23 октября 2020
Стоит сказку начертить

Казалось бы, чего еще желать?! Сегодня дети идут в школу прекрасно подготовленные: читают и считают чуть ли не с младенчества, иногда даже пишут, а с гаджетами многие так просто на «ты». Однако профессор Александр ВЕРАКСА, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, так не считает: продвинутой общей образованности не достает очень важной психологической составляющей.

– Да, внешне все обстоит вполне благополучно, – подтверждает Александр Николаевич. – Ребята владеют определенными знаниями и навыками. Но они обязательно должны опираться на соответствующий, я бы сказал, психологический фундамент. Если 20 лет назад для психологов важно было, чтобы дети решали интеллектуальные задачи, – это считалось достижением – то сегодня едва ли не главная проблема – несформированная детская саморегуляция: умение контролировать свое поведение, правильно оценивать ситуацию, в которой оказался, сдерживать эмоции и реакции, переключать внимание и удерживать его достаточное время. Прежде всего это касается детей дошкольного возраста – в этот период и формируется саморегуляция.
Обычный конфликт в детском саду, скажем, из-за игрушки. Реагируют ребята очень эмоционально, а некоторые даже драматично. На их фоне выделяются те немногие, кто к взрывной ситуации относятся относительно спокойно: да, она их волнует, но не настолько. Они владеют чрезвычайно важной способностью регулировать свои эмоции, не включатся, в частности, в пустую ссору.

– И что ждет тех и других в школе?

– У первых возникнут проблемы в общении с учителями и сверстниками, обнаружатся трудности в освоении школьной программы. Они будут часто отвлекаться от урока, мешая другим. Учителю тяжело с такими учениками: он вынужден тратить драгоценное время, чтобы их успокоить. Поэтому когда психологи говорят (не так часто, как хотелось бы), что ребенок к школе готов, то главное не столько его знания, сколько способность жить в социуме.

– В былые времена это называлось умением себя вести и зависело от воспитания в семье.

– Верно. Решать такие задачи надо еще до школы. Трудности в воспитании детей, как мы считаем, вызваны социальными изменениями. Сегодня родители меньше проводят времени с детьми, чем, скажем, 20-30 лет назад, из-за высокой интенсивности социальных процессов. По данным наших опросов, в регионах страны большинство родителей признает, что недостаточно уделяет время детям. Наверное, и в советское время картина была приблизительно такая же, но тогда ребята занимались в различных кружках. Сегодняшние школьники больше предоставлены сами себе. И как показал опыт пандемии, многие родители просто не знают, чем занять детей. Мешает воспитанию и распространение гаджетов. Их с легкостью осваивают даже малыши и погружаются в иную реальность. Неудивительно, что особо занятые родители теряют с ними контакт. Зато ребенок, часто гиперактивный, успокаивают они себя, при деле и им не докучает. Такова самая простая, доступная родителям стратегия: вручить ребенку планшет, чтобы он оставил их в покое хотя бы на время.

– Есть ли последствия для детей, рано осваивающих гаджеты?

– По нашим данным, масса детей пользуется гаджетами два часа в день и более. Это очень много. А вместе с просмотром телевизора в течение недели нередко набегают целые сутки. Это за гранью разумного. Но родители, похоже, не видят в этом ничего опасного, вредного. Между тем, свидетельствуют наши исследования, такие дети не умеют контролировать себя. Да, у них хорошая реакция, но, решая задачу, они не способны удержать внимание, сконцентрироваться, понять, в чем ее суть. У них возникают и сложности в общении. Ведь, общаясь, они не могут сдерживать свои эмоциональные реакции, не умеют ждать, то есть не могут предусмотреть последствия своих действий, а реагируют по принципу «здесь и сейчас». Простой эксперимент. Детям в возрасте четырех-пяти лет предлагают сладости. Скажем, две зефирки. Но если они подождут хотя бы пять минут, предупреждают их, то получат вдвое больше. Есть такие, кто подавляет стремление сразу взять сладости, они в состоянии контролировать свои эмоции. Но большинство на это не способно и не может спокойно взвесить и решить, что выгоднее: преодолеть желание или получить лакомство прямо сейчас.

– С детьми и родителями понятно, но ведь и школа должна прививать ученикам необходимые навыки?

– Школа много чего делает. Значительно выросли требования к содержанию школьных программ. Они стали более сложными, больше времени нужно, чтобы ими овладеть. А применение такого инструмента, как PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), в корне меняет систему подготовки школьников. Ответа по учебнику теперь недостаточно: школьники должны мыслить нестандартно, творчески подходить к материалу, критически его анализировать, уметь применять полученные знания. Ребята объединяются в группы по интересам – так значительно легче изучать новый материал. Они ставят вопросы, вместе ищут ответы и даже импровизируют при этом. У них развивается воображение, возникает тяга к творчеству. Самостоятельность в освоении заданий их развивает, вырабатывает различные навыки, в том числе социальные, умение договариваться, например.

– Какова роль вашей кафедры?

– Наша кафедра, одна из старейших на факультете психологии, разрабатывает разнообразные программы, технологии, образовательные стандарты и внедряет в детских садах, школах, вузах. Чтобы дети и молодые люди в зависимости от индивидуальных особенностей с максимальной пользой раскрывали свой творческий потенциал, могли выразить себя, как можно раньше овладевали необходимыми средствами восприятия, внимания, мышления. Казалось бы, ребенок открывает глаза и уже воспринимает мир. Но это не так – лишь в результате обучения в дошкольном возрасте он постигает формы, цвета, размеры, развивает глазомер. Учат всему этому наши программы: «От рождения до школы» – по ней занимаются более 70% детских садов в России – и «Ключ к обучению» (Key to Learning) – ее мы разработали вместе с английскими педагогами. Обучение по ней прошли более 200 тысяч педагогов из Великобритании, Израиля, Польши, Малайзии, Сингапура и др. Ее популярность объясняется необыкновенной эффективностью идей, выдвинутых профессорами психологической школы Московского университета еще в прошлом веке. Вот как они работают на практике.
Известно, что в дошкольном возрасте детям трудно дается пересказ текста, даже сказок (хотя бытует мнение, что дети обладают невероятной фантазией). Но если содержание разбить на части, представить схематично в виде чертежа с кружкáми и квадратами, обозначающими действующих лиц и их поступки, то ребенок легче вникает в смысл. Ребята втягиваются в игру, быстро схватывают содержание и сами с помощью схем пересказывают сказки. (см. фото). А иногда даже придумывают новые сюжеты, поскольку начинают фантазировать. Так дети развивают память, мышление, воображение.

– Это помогает им в школе?

– Да, им легче управлять собой, а значит, и учиться, поскольку они лучше усваивают новый материал. Пусть это звучит по-взрослому, но, на наш взгляд, они начинают логически мыслить.
Сейчас особое внимание уделяем развитию эмоций у детей и готовим к этому воспитателей. Они, к сожалению, мало обращают внимания на эмоции и нередко используют их лишь для управления детьми: переходят на крик, изображая гнев, чтобы сделать им замечание. Мы же хотим, чтобы в садах обучали воспитанников понимать душевные переживания детей. И полагали, что группы в детсадах должны быть небольшими. Тогда воспитательница, как курица-наседка, сможет уделить внимание всем. А оказалось, что в маленьких группах ребята хуже понимают эмоции. В отличие от больших, где воспитатели обращаются ко всем сразу и дети выполняют задания, а иногда даже самостоятельно разрешают конфликтные ситуации, неизбежные в таких группах. Дети наблюдают, делают выводы и приспосабливаются. Срабатывает древний принцип «жизнь учит».

Хочу подчеркнуть, что подавляющее большинство взрослых как в нашей стране, так и за рубежом понимает важность дошкольного образования, ведь обретенное в детстве остается с нами на всю жизнь.


Автор: Юрий Дризе