В РАО назвали главный фактор успеха ребенка в математике
Ученым Российской академии образования и МГУ имени М.В. Ломоносова удалось доказать, что чем лучше ребенок может регулировать свои эмоции и поведение, тем больше у него шансов стать отличником.
По словам академика РАО, заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александра Вераксы, умение контролировать свое поведение, саморегуляция является основой для адаптации ребенка к обучению в школе, для его успешности в обществе и в получении образования. У детей с высоким уровнем саморегуляции больше шансов для успехов в учебе. Наиболее выразительно это проявляется в освоении математики.
Ученый поясняет, саморегуляция предполагает способность контролировать свои эмоции, процесс познания и поведение. Однако среди первоклашек у каждого третьего наблюдают низкий уровень этих навыков.
Психологи обратили внимание на три основных компонента, которые важны для успешной учебы. Первым является рабочая память, она отражает способность ребенка удерживать информацию и пользоваться ей. Вторая важная составляющая – когнитивная гибкость или переключение. Она характеризуется способностью переключаться от одного задания к другому. Третий компонент – это сдерживающий контроль, выражается в способности подавлять отвлекающую информацию или реакцию.
Специалисты отмечают, что рабочая память, особенно зрительная, непосредственно связана со способностью к счету в дошкольном и младшем школьном возрасте, навыками работы с числовой прямой и интуитивным чувством расположения чисел друг относительно друга – то, что называется «чувством числа». Уровень сдерживающего контроля у дошколят связан с математическими способностями и успехами в математике в более старшем возрасте. Способность к переключению внимания в дошкольном возрасте влияет на математическую успешность в первом классе.
Старший научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Анастасия Сиднева рассказала, что родители должны понимать: высокого уровня развития саморегуляции может быть недостаточно, чтобы успешно заниматься математикой. Вероятно, такие дети будут легко учиться, но их достижения во многом зависят от программы по математике и того, как ее реализует учитель.
Специалисты РАО добавляют, что родителям несложно самостоятельно определить, насколько развита саморегуляция их ребенка. Если первоклашке трудно дается выполнение простых инструкций, он часто отвлекается и не может сосредоточиться на задании, ему сложно удерживать информацию и переключаться между заданиями, следует обратиться за помощью специалиста. Он сможет провести полную диагностику и дать рекомендации.