Семинар «Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и современное дошкольное образование».
22 апреля факультет психологии МГУ совместно с кафедрой ЮНЕСКО Воспитание и обучение детей младшего возраста МПАДО провели семинар «Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и современное дошкольное образование».
Н.Е. Веракса и Н.Н. Вересов обсудили понятие «зона ближайшего развития» в культурно-исторической концепции и ее роль в учебной и игровой деятельности. Н.Е.Веракса, анонсируя содержание беседы, отметил, что «есть несколько форм развития. Мы можем в качестве формы развития рассматривать не только обучение, но и игру, и творчество, так как развитие — это такой процесс, который, с одной стороны, характеризуется изменениями, а с другой стороны, характеризуется сохранением, и эти два аспекта или две стороны развития присутствуют в обучении. … Возникают вопросы: понятие «зона ближайшего развития» в обучении и в игре – это одно и то же понятие?»
В таком проблемном контексте поднималось множество вопросов: как детская игра строит и создает «зону ближайшего развития»; каким должно быть обучение и как его выстраивать в зоне ближайшего развития ребенка, чтобы оно было по-настоящему формой развития; как соотносится зона ближайшего развития с обучением, игрой и творчеством.
Участниками семинара было более тысячи педагогов и психологов из России и стран СНГ.