Международный форум по педагогическому образованию IFTE-2022: «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке»
В Казанском федеральном университете прошел VIII Международный форум по педагогическому образованию IFTE-2022: «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке» (25 - 27 мая 2022 г).
Форум ежегодно проводится Казанским федеральным университетом совместно с Министерством науки и высшего образования РФ, а также с РАО, и традиционно собирает лучших исследователей в области подготовки педагогических кадров из российских и зарубежных университетов, научных организаций. И.О. ректора КФУ Дмитрий Таюрский отметил, что Форум проводится в год 210-летия начала подготовки учителей в Казанском университете, тем самым сохраняя и развивая отечественные традиции университетской модели педагогического образования. «Казанский университет всегда рассматривал педагогическое образование как одну из своих ключевых образовательных, научных и социальных миссий. В этой связи проведение столь престижного международного форума по данной тематике является для нас предметом особой гордости. Аудитория Форума с каждым годом только растет, и сегодня IFTE выступает в роли авторитетной научной площадки для обмена передовым опытом среди ученых и практиков всего мира», - сказал глава КФУ.
Форум IFTE является одной из крупнейших в мире специализированных научных площадок по педагогическому образованию. Его основная цель – содействие исследованиям и инновациям в области педагогического образования, обмен опытом ради совершенствования образовательного процесса. В 2022 году заявочная кампания форума собрала более 1500 заявок, в том числе от 177 иностранных ученых, 141 из которых — ученые Ближнего Зарубежья, более 10 тысяч учителей-практиков из 47 регионов России. Форум проходил в гибридном формате: оффлайн и онлайн-режимах. Форум предоставил возможности для продуктивного сотрудничества исследователей и практиков, инициативы совместных исследовательских проектов в области педагогического образования. Для этого в поддержку всех участников IFTE функционирует платформа Международного сообщества исследователей в области образования.
В рамках Форума прошли панельные дискуссии, открытые лекции, симпозиумы (в рамках исследовательских групп Международного сообщества исследователей в области образования (https://te.kpfu.ru/research_groups/)), круглые столы, мастер-классы, рабочие заседания исследовательских групп, питчинг-сессии (в рамках кластеров проектов Международного сообщества исследователей в области образования (https://te.kpfu.ru/projects/)).
Особый интерес вызвала панельная дискуссия «Педагогическое образование и испытание пандемией Covid-19». В дискуссии приняли участие представители вузов Москвы. Юрий Вячеславович Громыко, директор Института опережающих исследований имени Шифферса, рассмотрел перспективы, возможности, а также и негативные аспекты нарастающей цифровизации образования.
Александр Николаевич Веракса, академик РАО, заместитель директора психологического института РАО, заведующий кафедрой психологии, образования и педагогики факультета психологии МГУ, привел статистику частоты использования гаджетов детьми от 5 до 10 лет, определил одну из важных проблем перехода на онлайн-обучение, показав, как в зависимости от времяпрепровождения перед экраном снижается уровень развития рабочей памяти ребенка, что приводит к существенному падению саморегуляции.
Ирина Ильинична Комарова, проректор по науке Международной педагогической академии дошкольного образования рассказала о разрывах в образовании, а также о смене укладов образования, привела 256 факторов, оказывающих влияние на обучение.
Большой отклик вызвала открытая лекция Николая Евгеньевича Вераксы, доктора психологических наук, профессора факультета психологии МГУ имени М.В.Ломонсова, почетного доктора Гетеборского университета (Швеция), ректора Международной педагогической академии дошкольного образования «Развитие ребенка в современных условиях». В течение лекции были раскрыты вопросы концепции диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста, двуплановость детской игры дошкольника – реального и воображаемого, что обуславливает сложные процессы ориентировки дошкольников в окружающем, развивает их творческий потенциал, а также описана методика подготовки педагога ДОО по созданию пространство детской реализации.
Активная дискуссия развернулась в рамках симпозиума «Тренды дошкольного образования в период пандемии Covid-19», где обсудили ключевые направления и результаты исследований ученых Казанского Федерального Университета, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Психологического института Российской академии образования, Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, Университета Осло (Норвегия) в области дошкольного образования. Большое внимание было уделено результатам исследований в рамках проекта «Растем вместе». Были затронуты вопросы эмоционального развития детей дошкольного возраста в период глобальной пандемии COVID-19 (Д. А. Бухаленкова, М. Н. Гаврилова), взаимосвязи использования цифровых устройств и развития регуляторных функций у детей старшего дошкольного возраста в условиях пандемии COVID-19 (Е.А. Чичинина, Н.Е. Веракса), взаимосвязи физической активности и когнитивных функций старших дошкольников в период пандемии COVID-19 (А.А. Твардовская), взаимосвязи развития речи и социального статуса ребенка старшего дошкольного возраста (Е.С. Ощепкова, М.С. Асланова), взаимосвязи понимания эмоций и словарного запаса в дошкольном возрасте (Н.А. Картушина, Д.А. Бухаленкова, У.Д. Аппен).