Подведены итоги первого года реализации проекта ученых МГУ и КФУ в рамках всероссийского лонгитюдного проекта «Растём вместе»
10 июня 2022 года состоялся итоговый отчетный семинар, где были представлены и обсуждены итоги 1 года реализации проекта оценки качества дошкольного образования Института психологии и образования КФУ совместно и Министерством образования и науки Республики Татарстан под руководством ведущих ученых факультета психологии МГУ и Психологического Института РАО, реализуемого в рамках Всероссийского лонгитюдного проекта исследования детства «Растём вместе».
Проект «Растем вместе» объединяет специалистов из разных регионов России. Александр Николаевич Веракса, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель директора Психологического института РАО отметил: «Одним из важнейших результатов реализации проекта является освоение методического инструментария, формирования современных региональных норм развития детей дошкольного возраста, без которых работа всех специалистов будет затруднена».
Алла Александровна Твардовская, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования Института психологии и образования КФУ отметила, что в Республике Татарстан проект официально стартовал с января 2022 года (Приказ Министерства образования и науки РТ № под-79/22 от 20 января 2022), но предварительная работа была уже начала в сентябре 2021 года.
Координатор региональных подпроектов Асланова Маргарита Сергеевна, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики МГУ имени М.В. Ломоносова отметила, что 40 дошкольных образовательных организаций Республики Татарстан включились в проект. В соответствии с дорожной картой в отчетный период специалисты дошкольных образовательных организаций прошли обучение в рамках онлайн-курса «Современные методы диагностики психического развития детей» и получили сертификат о повышении квалификации. Изучены общие принципы проведения диагностики детей дошкольного возраста; освоены современные методики диагностики когнитивного, речевого, социального развития, в том числе их применение на цифровом устройстве; организована индивидуальная обратная связь родителям детей, включенных в проект. Проведена диагностика более 800 дошкольников старших групп ДОО Республики Татарстан. Всего проведено более 2500 встреч в индивидуальном формате. Проведено обучение 44 студентов 2 и 3 курса по профилю «Дошкольное образование» в рамках онлайн-курса «Современные методы диагностики психического развития детей».
Результаты исследований были представлены на крупнейших научных мероприятиях в 2022 году: VIII Международном форуме по педагогическому образованию IFTE-2022 «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке» (Казань, 25 - 27 мая 2022 г); Международном психологическом форуме «Ребенок в цифровом мире» (Москва, 1-2 июня 2022 г).
В перспективе реализации 2 этапа подпроекта в 2022 -2023 гг.будет продолжена работа над подсчетами норм для выборки, собранной в Республике Татарстан для апробированного комплекса психологических методик для определения уровня развития невербального интеллекта, саморегуляции, эмоционального, а также речевого развития детей; продолжится работа над переводом методик на татарский язык и их стандартизации для дальнейшего использования для комплексной диагностики детей-билингвов дошкольного возраста; получение данных об актуальном развитии воспитанников подготовительных групп с использованием цифрового приложения и анализ их развития.