Состоялось заседание секции «Исследования современного детства в парадигме культурно-исторической психологии»
29 сентября 2022 в рамках Всероссийского психологического форума в Екатеринбурге более 100 специалистов приняли участие в работе секции «Исследования современного детства в парадигме культурно-исторической психологии», которая состоялась на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Руководителями секции выступили: Веракса А. Н., академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель директора Психологического института РАО; Калимуллин А. М., доктор исторических наук, профессор, директор Института психологии и образования, Казанский федеральный университет; Сыченко Ю. А., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Большое внимание в рамках секции было уделено проблематике игровой деятельности. Исследователи Сухих В. Л. и кандидат психологических наук Гаврилова М. Н. (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва) изложили в докладе специфику культурно-исторического подхода к построению типологии игрушек для детей дошкольного возраста. Шишова Е. О., кандидат психологических наук (Казанский (Приволжский) федеральный университет) рассказала о результатах исследования психического развития дошкольников в игровой деятельности в условиях вариативности образовательных сред. Чурсина А. В. (МГУ имени М.В. Ломоносова, Психологический институт РАО, Москва) в совместном докладе с Сингх П. (Индийский технологический институт, Дели) и Вераксой А. Н. (МГУ имени М.В. Ломоносова, Психологический институт РАО, Москва) осветила результаты кросс-культурного исследования, посвященного представлениям об игре в дошкольном возрасте у воспитателей России и Индии. Сиднева А. Н., кандидат психологических наук (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва) затронула в докладе особенности формирования математических умений у первоклассников с различным уровнем развития регуляторных функций при обучении по разным образовательным программам. Гаврилова М. Н., кандидат психологических наук (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва) изложила данные о специфике работы регуляторных функций у детей дошкольного возраста при различных уровнях физического развития. В своем выступлении Чичинина Е. А. (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва) обратила внимание на взаимосвязь развития регуляторных функций и дополнительных занятий музыкой в старшем дошкольном возрасте, а Бухаленкова Д.А., кандидат психологических наук (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва) подчеркнула в результатах своего исследования взаимосвязь саморегуляции и воображения в старшем дошкольном возрасте. Доктор психологических наук Матвеева Л. В. (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва) проанализировала ценностно-смысловое содержание современных мультфильмов и традиционных сказок. Проблематику нейропсихологической оценки нарративной компетенции детей младшего школьного возраста изложила Астаева А.В., кандидат психологических наук (Южно-Уральский государственный университет, Челябинск). Кандидат филологических наук Ощепкова Е. С. (Психологический институт РАО, Москва) поделилась результатами лонгитюдного исследования о влиянии совместного чтения на развитие речи детей. Доктор психологических наук Баянова Л. Ф. (Психологический институт РАО, Москва) в докладе осветила психологические механизмы формирования паттернов поведения детей в культуре. Айрапетян З.В. в совместном докладе с Доктор психологических наук Вераксой Н.Е. (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва) изложила результаты лонгитюдного исследования, посвящённого развитию формально-логического и диалектического мышления у детей 5-8 лет. Особый интерес вызвало выступление Якуповой В.А., кандидат психологических наук (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва) о связи опыта родов и послеродовой депрессии на российской выборке, а также данные об особенностях самооценки юношей «руферов», представленного в докладе кандидат психологических наук Галяутдиновой С. И. и исследование кандидат психологических наук Скиртач И. А. (Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону) об особенностях проявления смысложизненного кризиса у лиц молодого возраста.
Исследователи отметили разнообразие векторов изучения современного детства, представленного в рамках проекта «Растем вместе» и выразили благодарность принимавшим в нем участие психологам, педагогам и родителям, без усилий которых невозможно было бы увидеть столь богатую картину развития ребенка дома, в детском саду и в школе.