Культурно-исторический подход в исследовании детства: результаты лонгитюдного всероссийского исследования "Растем вместе"
16 ноября 2022 года в рамках Международного конгресса Л.С. Выготский и А. Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках (Новосибирск) состоялось заседание секции «Культурно-исторический подход в исследовании детства: результаты лонгитюдного всероссийского исследования "Растем вместе"». Руководителем секции выступил Александр Николаевич Веракса, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель директора Психологического института РАО.
Исследователи выступили с докладами о результатах исследований в рамках всероссийского проекта «Растем вместе», в котором принимают участие дети дошкольного и школьного возрастов, а также их родители и педагоги.
Исследователи МГУ имени М.В. Ломоносова Гаврилова М. Н., кандидат психологических наук и Сухих В.Л. изложили в докладе особенности культурно-исторического подхода к построению типологии игрушек для детей дошкольного возраста, а также поделились планом предстоящего эксперимента. Бухаленкова Д. А., кандидат психологических наук в совместном докладе с Чичининой Е.А. (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва) осветила проблему особенностей развития регуляторных функций у дошкольников с разным опытом использования цифровых устройств. Доктор психологических наук, профессор Веракса Н.Е. и Айрапетян З.В. (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва) поделились результатами трехлетнего лонгитюдного исследования когнитивного развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Чичинина Е.А. (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва) в совместном докладе с Баяновой Л.Ф., доктором психологических наук (Психологический институт РАО) рассказали о связи регуляторных функций с посещением дополнительных занятий в дошкольном возрасте. Интерес вызвало исследование Якуповой В.А., кандидата психологических наук, (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва) о связи когнитивной гибкости и рисков пренатальной депрессии.
Докладчики уделили внимание и проблематикам школьного возраста. Сиднева А.Н., кандидат психологических наук (МГУ имени М.В. Ломоносова) и Асланова М.С. (МГУ имени М.В. Ломоносова; Сеченовский университет, Москва) поделились результатами сравнительного исследования, в котором были получены данные об особенностях развития математических способностей младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам. Руднова Н.А., кандидат психологических наук (Психологический институт РАО) рассказала в докладе о связи академической мотивации и психологическом благополучии подростков в школе. Корниенко Д.С., доктор психологических наук, (Психологический институт РАО, Москва) и Семенов Ю.И., руководитель научного образовательного центра «Академия наук Республики Саха (Якутия)», (г. Якутск) поделились результатами масштабного исследования об участии родителей в цифровизации подростков на материале Республики Саха (Якутия).
Подводя итоги работы секции, руководитель и исследователи выразили благодарность, принимавшим в участие в проекте «Растем вместе» психологам, педагогам и родителям, без усилий которых невозможно было бы увидеть столь богатую картину развития ребенка дома, в детском саду и в школе.