Конвергентные исследования феномена детства
1 декабря 2022 года в рамках Конгресса молодых ученых состоялась секция «Конвергентные исследования феномена детства», модератором которой выступил заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, заместитель директора Психологического института РАО, доктор психологических наук, академик РАО Александр Веракса.
Директор научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы; главный специалист по детской реабилитации, Министерство здравоохранения Российской Федерации; доктор медицинских наук Татьяна Батышева рассказала о постковидном синдроме у детей и направлениях психологического и неврологического сопровождения подрастающего поколения. У 70% детей отмечался постковидный синдром. Особое внимание было уделено когнитивной сфере детей, перенесших коронавирусную инфекцию.
Также Татьяна Батышева представила результаты исследования, направленного на разработку новой программы реабилитации в условиях пандемии – «Дневной стационар 2.0 Цифровая реабилитация детей». 256 детей, перенесших ковид, приняли участие в новой программе. Было разработано более 250 видеосюжетов, которые включали в себя совместные семейные тренировки.
Выводы исследования: многоликость клинической картины ковида требует персонализированной реабилитации детей и особых компетенций врачей и психологов. Особое внимание требует развитие эмоционального интеллекта у специалистов, чтобы обеспечить включенность детей и родителей в цифровую реабилитацию.
Такая уникальная программа позволила учесть социальные, психологические и индивидуальные особенности. Данная программа также позволяет реализовать мультидисциплинарный подход к сопровождению ребенка и семьи. В настоящее время это является одним из важнейших условий для успешного развития личности ребенка и его физического и психического здоровья.
Начальник центра психолого-педагогической помощи в педиатрии, «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации; руководитель центра развития инклюзивного образования, Российская академия образования; доктор педагогических наук, профессор Светлана Лазуренко рассказала о приоритетных направлениях в области коррекционной педагогики. Сегодня перед молодыми учеными стоит задача разработки современных методов сопровождения, коррекции и помощи детям с особенностями развития и индивидуальными образовательными потребностями. При этом научные исследования по данной тематике не носят популяционный характер. Доказательная педагогика не может развиваться без научно-технологического процесса, результатов исследований и внедрения новых научно-обоснованных технологий. Именно молодые ученые могут и должны заполнить этот пробел в исследовательской деятельности, чтобы обеспечить интенсивное развитие практического сопровождения детей с ОВЗ и обеспечить условия для их успешного развития и социализации.
Генеральный директор Целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутия); кандидат физико-математических наук Владимир Егоров рассказал об уникальном опыте исследовательской деятельности в области современного детства Республики Саха (Якутия). В прошлом году в Республике была создана лаборатория детства, которая позволяет проводить междисциплинарные исследования современного ребенка с учетом региональных, этнокультурных языковых особенностей его развития. Научные исследования ведутся в рамках подпроекта «Растем с Якутией» проекта «Растем вместе». Партнерами исследований выступают ведущие федеральные научные и практические организации. Отдельное внимание уделяется детско-родительским отношениям и билингвизму. Региональные особенности развития ребенка требуют учета для создания условий для гармоничного развития ребенка. По результатам исследований уже разработаны и внедрены рекомендации для родителей, психологов и педагогов.
Также по заказу главы Республики в этом году было организовано совместное с факультетом психологии МГУ имени М.В.Ломоносова исследование, направленное на выявление особенностей современных школьников. Каждый муниципальный район получил персонализированные рекомендации по организации эффективного образовательного и воспитательного процессов.
Директор Института психологии и образования Казанского федерального университета; доктор исторических наук Айдар Калимуллин озвучил значимость наставничества в науке для молодых ученых, а также роль ведущих учебных заведений для развития и формирования трендов в науке. В быстроменяющимся современном мире каждый учитель должен быть исследователем, чтобы гибко и быстро выстраивать образовательный процесс, отвечающий современным вызовам. Айдар Калимуллин рассказал об инфраструктуре педагогического образования Казанского федерального университета, которая позволяет интегрировать исследовательскую деятельность непосредственно в работу системы образования, начиная с дошкольных учреждений. В качестве совета для молодых ученых спикер обозначил необходимость включения в междисциплинарные исследовательские проекты, подобные проекту «Растем вместе». Это важно с позиции профессионального роста молодых ученых, которые получают возможность осуществлять научную деятельность под патронажем ведущих экспертов и участвовать в национальных исследованиях.
Главный научный сотрудник Психологического института Российской академии образования; доктор психологических наук Дмитрий Корниенко рассказал о результатах исследования связи биологических и психологических характеристик у школьников и студентов. Особое внимание было уделено специфике реакций на стресс. Субъективное переживание ситуации оказывает решающее влияние на выделение гормона кортизола. По результатам проведенного исследования стрессовым фактором может являться социальная обстановка, требующая от школьников и студентов дополнительной активности в поиске работы, профессионального самоопределения. При сравнении школьников и студентов было выявлено, что школьники менее подвержены реакции на стресс, чем студенты. Таким образом адаптация к новой социальной ситуации является значимым фактором стресса. Соответственно, особое внимание необходимо уделять изучению стресса и тревожности у подрастающего поколения в периоды смены их социальной ситуации развития и необходимости адаптироваться к новым условиям. Дмитрий Корниенко озвучил также актуальность междисциплинарного научного подхода к решению данной задачи в связи с тем, что физиологическое развитие ребенка напрямую связано с его психологическими характеристика и индивидуальными реакциями на стресс.
Доцент факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; кандидат психологических наук Сергей Леонов рассказал о результатах исследования факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, посвященного использованию технологий виртуальной реальности в подготовке спортсменов. Уникальность исследования заключается в его гибкости и возможности интеграции в подготовку как уже состоявшихся спортсменов, так и для подрастающего поколения. В рамках проекта были использованы как психодиагностические и психофизиологические методы, так и разработаны практические технологии развития профессиональных навыков, необходимых для спортсменов. Сергей Леонов рассказал о преимуществах использования технологии виртуальной реальности именно в школьном возрасте, таких как повышение мотивации, интерактивность, возможность моделирования и т.д. При этом виртуальная реальность не рассматривается как замена реального формирования профессиональных навыков, но может быть использована в качестве дополняющего и научно обоснованного инструмента, позволяющего проводить оценку, диагностику и, соответственно, дальнейшее моделирование тренировочной программы с учетом особенностей когнитивной и эмоциональной сфер. Такой междисциплинарный подход к развитию профессиональных качеств спортсменов позволит создавать персонализированные программы для детей и молодежи с учетом их особенностей и повысить эффективность самореализации в спорте.
В продолжение заседания секции состоялась лекция заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, заместителя директора Психологического института РАО, академика РАО, доктора психологических наук Александра Вераксы на тему «Современные исследования детства: результаты и их применение».
Свое выступление Александр Веракса начал с рассмотрения детства как уникального периода развития, требующего к себе особого внимания общества. Значимость этого периода обосновывается несколькими фундаментальными обстоятельствами. С одной стороны, человечество переживает исключительный момент, когда детская популяция находится на пике и в дальнейшем, по всем прогнозам демографов, количество детей в мире будет только снижаться. С другой стороны, именно в период с двух до семи лет дети обучаются быстрее, чем в какой-либо другой период жизни, что обусловлено психофизиологическими особенностями развития мозга. Ученый отметил, как важно в этой связи определить не только общественные приоритеты и ожидания от подрастающего поколения, но также и то, что именно нужно вкладывать в детей и как это должно реализовываться на практике. Этим вопросам посвящен Всероссийский проект исследования детства «Растем вместе», который ведется исследовательскими группами из шести регионов страны под руководством специалистов факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Психологического института Российской академии образования. Именно благодаря взаимодействию исследователей из различных регионов на беспрецедентно масштабной выборке разворачивается исследование особенностей психического развития современного ребенка с использованием профессиональных инструментов психологической диагностики, которое позволяет выявлять факторы, способствующие и тормозящие становление основных линий детского развития, разрабатывать и внедрять научно-обоснованные методы в систему воспитания и обучения детей в нашей стране.