новости центра

Участники обсудили меры по поддержанию психического здоровья и психологического благополучия российского общества в период проведения СВО

С 24 по 27 сентября в «Экспоцентре» на одной из главных выставочных площадок страны – прошел Всероссийский форум «Экосистема дошкольного детства».

Летняя школа для молодых исследователей в сфере психологии образования проводится уже в третий раз и организуется факультетом психологии МГУ и Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также Российского психологического общества.

24 апреля прошел научно-практический семинар «Развитие детей в цифровом мире», организованный Сочинским государственным университетом совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований.

С 1 по 12 апреля 2024 год в рамках проекта исследования детства “Растем вместе” прошел четвертый цикл онлайн лекций по детской психологии для сотрудников детских садов и школ, организованный Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

3-4 апреля 2024 года состоялась крупнейшая выставка образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений – ММСО.EXPO-2024. Мероприятие прошло в гибридном формате: в ЦВК «Экспоцентр» и онлайн на платформе ММСО.Коннект.

Не секрет, что в выпускных классах на подростков ложится дополнительная психоэмоциональная нагрузка. Поэтому в этот период крайне важно помогать им справляться со стрессом и сильными эмоциями

Специалисты факультета психологии МГУ совместно с коллегами из ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований представили работу, посвященную сравнению эффективности цифровых и традиционных игр для развития саморегуляции дошкольников.

Модератор сессии, декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко напомнил о программе «Приоритет 2030», которая направлена на развитие ресурсов российских университетов для их вклада в достижение национальных целей России.

15 ноября 2023 года состоялась встреча участников Всероссийского проекта «Растем с Якутией» с сотрудниками дошкольного отделения Сетунь школы 1448 г. Москва.

7 ноября в рамках подпроекта «Растем с Якутией» (реализуется в рамках Всероссийского исследовательского проекта «Растем вместе») состоялся семинар для педагогов и психологов Республики Саха (Якутия) по итогам пятилетнего сотрудничества.

Сотрудники ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова выступили с лекциями о развитии дошкольников и младших школьников для родителей, участвующих в проекте «Растем вместе».

31 октября 2023г. в ДШИ имени М.А. Балакирева в рамках Всероссийского исследовательского проекта «Растем вместе» и Педагогических чтений в школе искусств прошла встреча педагогов дополнительного образования и сотрудников ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

8 октября в МГУ имени М.В.Ломоносова на Всероссийском фестивале НАУКА 0+ состоялась лекция А.Н.Вераксы на тему «Почему важно, во что играют дети? Результаты научных исследований».

22 августа 2023 года в Москве прошел четвертый Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства». Он собрал более 12.000 педагогических работников системы дошкольного образования, специалистов органов управления образованием, преподавателей и студентов педагогических вузов и колледжей, родительскую общественность.

21-23 июня 2023 года факультет психологии МГУ совместно с Психологическим институтом РАО провели летнюю психологическую школу «Психология образования: современные исследования». Проведение летней школы особенно актуально в рамках Десятилетия науки и технологий РФ.

1 – 2 июня прошел форум «Ребенок в цифровом мире». Форум проводился по инициативе Психологического Института РАО совместно с факультетом психологии МГУ, РПО и при поддержке Министерства науки и высшего образования, а также Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.

25 мая в рамках IX Форума по педагогическому образованию IFTE-2023 состоялся открытый симпозиум по теме «Тенденции закономерности развития современного ребёнка в условиях цифрового общества».

23 мая прошел онлайн-лекторий для родителей в рамках Всероссийского проекта исследования детства «Растем вместе»

В рамках Федерального просветительского марафона Российского общества «Знание» кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, научный сотрудник Психологического института РАО Бухаленкова Дарья Алексеевна выступила с лекцией.

Психологи МГУ с помощью исследования показали вред для детей модных игрушек Хаги Ваги.
За короткий период взрывной популярности игрушки Хаги Ваги появилось множество свидетельств того, что она оказывает негативное влияние на детей. Например, в одном из исследований, прописан случай сильного страха у ребенка, заявила газете ВЗГЛЯД психолог Маргарита Гаврилова.

В круглом столе приняли участие сотрудники Министерства образования и науки Республики Татарстан, Казанского Федерального Университета, факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Психологического Института РАО, а также педагоги и психологи, участвующие в проекте.

28 марта в Сочинском государственном университет прошла презентация проекта научного волонтерства «Изучение особенностей изменения психических функций в зависимости от физической нагрузки»прошла презентация проекта научного волонтерства «Изучение особенностей изменения психических функций в зависимости от физической нагрузки».

28 марта в Сочинском государственном университет прошел научно-практический семинар в рамках Всероссийского проекта исследования детства «Растем вместе».

6-17 февраля прошел цикл онлайн лекций, посвященных когнитивному и эмоциональному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста, организованный Психологическим институтом РАО совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

1 декабря 2022 года в рамках Конгресса молодых ученых состоялась секция «Конвергентные исследования феномена детства», модератором которой выступил заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, заместитель директора Психологического института РАО, доктор психологических наук, академик РАО Александр Веракса.

16 ноября 2022 года в рамках Международного конгресса Л.С. Выготский и А. Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках (Новосибирск) состоялось заседание секции «Культурно-исторический подход в исследовании детства: результаты лонгитюдного всероссийского исследования "Растем вместе"».

В издательстве Springer вышла в свет монография «Child Development in Russia: Perspectives from an international longitudinal study» под редакцией заведующей кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, заместителя директора Психологического института РАО, академика РАО А.Н.Вераксы.

С 10 по 14 октября в Психологическом институте РАО прошла серия встреч и дискуссий для делегации педагогов из Республики Саха (Якутия) в рамках Всероссийского проекта исследования детства «Растём вместе»

В Москве 7 октября 2022 года на базе Московского университета был дан старт Всероссийскому фестивалю НАУКА 0+. Фестиваль - один из самых масштабных в мире социальных и просветительских проектов в области популяризации науки, ключевое событие в рамках Десятилетия науки и технологий.

29 сентября 2022 в рамках Всероссийского психологического форума в Екатеринбурге более 100 специалистов приняли участие в работе секции «Исследования современного детства в парадигме культурно-исторической психологии», которая состоялась на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

С 22 по 27 сентября 2022 года проходил очный этап профессионального состязания в системе дошкольного образования России. В конкурсе приняли участие представители 83 регионов нашей страны. Учредители конкурса «Воспитатель года России» - Министерство просвещения Российской Федерации и Общероссийский профсоюз образования.

Вышел в свет специальный выпуск журнала International Journal of Early Years Education, посвященный памяти выдающихся детских психологов – Елены Кравцовой и Елены Смирновой. В журнале рассмотрены современные подходы к проблеме игры в контексте культурно-исторического подхода.

В издательстве Springer вышла книга Piaget and Vygotsky in XXI century: Discourse in early childhood education, редакторами которой стали профессор Гетеборгского университета Ингрид Прамлинг Самуэльссон и профессор факультета психологии МГУ, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Николай Веракса.


10 июня 2022 года состоялся итоговый отчетный семинар, где были представлены и обсуждены итоги 1 года реализации проекта оценки качества дошкольного образования Института психологии и образования КФУ совместно и Министерством образования и науки Республики Татарстан под руководством ведущих ученых факультета психологии МГУ и Психологического Института РАО, реализуемого в рамках Всероссийского лонгитюдного проекта исследования детства «Растём вместе».

Мы рады сообщить о завершении работы Международного психологического форума «Ребенок в цифровом мире», который был организован и проведен по инициативе Психологического Института Российской академии образования совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Российским психологическим обществом при поддержке Министерства науки и высшего образования Российского Федерации и Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

В Казанском федеральном университете прошел VIII Международный форум по педагогическому образованию IFTE-2022: «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке» (25 - 27 мая 2022 г).

11 мая 2022 года состоялась встреча академика РАО, декана факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, директора Психологического института РАО, президента Российского психологического общества с заместителем Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

22 апреля факультет психологии МГУ совместно с кафедрой ЮНЕСКО Воспитание и обучение детей младшего возраста МПАДО провели семинар «Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и современное дошкольное образование».
Н.Е. Веракса и Н.Н. Вересов обсудили понятие «зона ближайшего развития» в культурно-исторической концепции и ее роль в учебной и игровой деятельности.

9 апреля завершился цикл онлайн-лекций, посвященных когнитивному и эмоциональному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста, подготовленный Психологическим институтом РАО совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках проекта “Растем вместе”.

3 февраля 2022 года в онлайн-режиме прошла рабочая встреча c группой участников проекта "Растем вместе" из Республики Татарстан.

Ученые Российской академии образования и МГУ имени М.В Ломоносова провели исследования, касающиеся использования ребенком различных цифровых устройств.

Ученые МГУ имени М.В. Ломоносова и Российской академии образования выяснили, что время использования гаджетов детьми влияет на их способность контролировать свои эмоции и поведение, что является залогом успешной адаптации к учебе.

В рамках Года науки и технологий Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию запустил акцию «На острие науки», направленную на вовлечение школьников и их родителей, студентов в научно-исследовательскую сферу, а также формирование представления о профессии современного исследователя.

На прошедшей неделе завершилось обучение психологов на онлайн-курсе «Современные методы диагностики психического развития детей» , разработанном сотрудниками кафедры психологии образования и педагогики специально для участников проекта «Растем вместе».

9 декабря 2021 года в онлайн-режиме состоялась конференция по актуальным проблемам дошкольного детства для психологов детских садов Республики Саха (Якутия), принимающих участие в проекте «Растем вместе», подпроект «Растем с Якутией».

В рамках Конгресса молодых ученых были представлены результаты проекта «Растем вместе».

6 декабря 2021 года в Московском университете состоялось открытие международного конгресса “Психология-образованию”. В рамках своего приветственного слова ректор Московского университета академик Виктор Антонович Садовничий рассказал об основных этапах развития отечественной психологии.

Первый международный симпозиум по культурно-исторической психологии «Актуальный проблемы культурно-исторической психологии» состоялся онлайн 17 – 19 ноября 2020 г.
Целый ряд секций и ключевых выступлений были организованы представителями факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и вызвали неподдельный интерес аудитории. В нем приняли участие более 5500 человек из 31 страны мира.

В рамках встречи, состоявшейся 4 марта 2020 года в стенах Российской академии образования, Президент РАО Юрий Петрович Зинченко ознакомил директора ММСО Максима Сергеевича Казарновского с деятельностью Академии. О передовых разработках в сфере междисциплинарных исследований, а также о Всероссийском проекте Российской академии образования «Растём с Россией» рассказал академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО Сергей Борисович Малых.

С 22 по 28 января 2020 года в Образовательном центре «Сириус» обсудили вопросы, затрагивающие меры сопровождения и поддержки молодых талантов, роль индустриальных компаний и вузов в их вовлечении в передовые разработки и профессиональную деятельность, а также меры поддержки педагогов и наставников, работающих с талантами.


18 февраля 2020 года Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Салаватовна Гумерова посетила Российскую академию образования и Центр междисциплинарных исследований РАО.