Новости


В Экспоцентре на Красной Пресне - одной из крупнейших выставочных площадок страны – прошел Международный московский салон образования-2025.

В МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция с участием ученых факультета психологии.

В Москве завершился VIII Всероссийский съезд работников дошкольного образования, организованный Минпросвещения России и при поддержке ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».

Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФНЦ ПМИ) совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова завершили бесплатный цикл онлайн-лекций по детской психологии в рамках проекта “Растем вместе”. В течение двух недель, с 18 по 28 ноября 2024 года, специалисты в сфере дошкольного и школьного образования смогли познакомиться с последними достижениями науки в области изучения детского развития.

Участники обсудили меры по поддержанию психического здоровья и психологического благополучия российского общества в период проведения СВО


Результаты исследований, проведенных в рамках проекта "Растем вместе" под руководством ученых факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, регулярно обсуждается на совместном семинаре с Университетом Тласкалы, Мексика (Faculty of Sciences of Human Development, Autonomous University of Tlaxcala, Mexico).

На данный момент почти 6 миллионов детей в Российской Федерации посещают детский сад. Однако многие родители сомневаются, будет ли это полезно для ребенка.

С 24 по 27 сентября в «Экспоцентре» на одной из главных выставочных площадок страны – прошел Всероссийский форум «Экосистема дошкольного детства».

Сотрудник факультета психологии МГУ и ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований, кандидат психологических наук Гаврилова Маргарита дала интервью порталу наука.рф.

Психологи МГУ провели исследование и выяснили, как российские родители выбирают практики воспитания и берут ли в расчет темперамент своих чад. 478 участниц проекта, воспитывающих дошкольников, ответили на вопросы и заполнили специальные опросники.

Родительские практики – это система устойчивых, повторяющихся и в разной степени осознанных воспитательных воздействий родителей на ребенка. То есть это те конкретные действия, которые родители на повседневной основе предпринимают для воспитания собственных детей.

Летняя школа для молодых исследователей в сфере психологии образования проводится уже в третий раз и организуется факультетом психологии МГУ и Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также Российского психологического общества.

Какие игрушки полезнее для детей – близкие к реальной жизни или малореалистичные, вроде дракона, который бывает только в сказках. Исследователи факультета психологии МГУ выявили связь между высокими показателями когнитивной гибкости детей (способности переключаться между разными правилами и условиями) и их предпочтением игрушек.
Какие игрушки полезнее для детей – близкие к реальной жизни или малореалистичные, вроде дракона, который бывает только в сказках. Исследователи факультета психологии МГУ выявили связь между высокими показателями когнитивной гибкости детей (способности переключаться между разными правилами и условиями) и их предпочтением игрушек.

Социальные сети являются важной частью повседневности и новой средой социализации современного подростка. Поэтому так трудно ограничить общение ребенка в Интернете.

Социальные сети являются важной частью повседневности и новой средой социализации современного подростка. Поэтому так трудно ограничить общение ребенка в Интернете.

В Казанском (Приволжском) федеральном университете 29 мая в рамках X Юбилейного Форума по педагогическому образованию IFTE-2024 прошло заседание открытой дискуссионной площадки «Разнообразие детства: подходы, стратегии и технологии работы в фокусе междисциплинарных исследований».
Ученые МГУ провели исследование, как посещение детского сада сказывается на самочувствии и внутреннем состоянии ребенка. Выяснилось, что чем дольше ребенок ходит в детский сад, тем выше его саморегуляция.

Многие родители задаются вопросом о том, не лучше ли оставить ребенка дома, с няней или мамой, а не отдавать его в дошкольное учреждение. Ведь там не смогут уделить ему столько же внимания, сколько и дома, там он может столкнуться с конфликтами со сверстниками и другими сложностями.

Одной из самых острых проблем при обращении к детскому психологу за последние несколько лет стало агрессивное поведение детей. Ученые факультета психологии МГУ выяснили, какие виды деятельности в дошкольном возрасте способствуют развитию социальной компетентности.

Одной из самых острых проблем при обращении к детскому психологу за последние несколько лет стало агрессивное поведение детей. Ученые факультета психологии МГУ выяснили, какие виды деятельности в дошкольном возрасте способствуют развитию социальной компетентности.

1-2 июня 2024 года состоялось крупнейшее событие в области детского развития и образования — IV Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире». Форум объединил более 5000 психологов, педагогов, социологов, медиков, журналистов и других экспертов, изучающих детство.

17 мая аспирант факультета психологии МГУ и научный сотрудник ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований Нечаева Дарина приняла участие в сессии «Секреты национального здравоохранения: научное волонтерство»

С 4 марта по 12 апреля 2024 года в рамках проекта исследования детства “Растем вместе” прошел тренинг «Развитие эмоциональной компетентности у детей» для педагогов, организованный сотрудниками Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Цифровые истерики, горы ненужных игрушек и снижение познавательной мотивации — то, что пришло в жизнь современных детей вместе с играми на смартфоне.

24 апреля прошел научно-практический семинар «Развитие детей в цифровом мире», организованный Сочинским государственным университетом совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований.

В своем обращении заместитель Генерального директора по внешним связям Энтони Охменаг-Баома подчеркнул, что изучение влияния цифровых технологий на развитие детей связано с обязательствами ЮНЕСКО по продвижению доступности цифрового образования, которое несет как трудности, так и новые возможности

С 1 по 12 апреля 2024 год в рамках проекта исследования детства “Растем вместе” прошел четвертый цикл онлайн лекций по детской психологии для сотрудников детских садов и школ, организованный Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

3-4 апреля 2024 года состоялась крупнейшая выставка образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений – ММСО.EXPO-2024. Мероприятие прошло в гибридном формате: в ЦВК «Экспоцентр» и онлайн на платформе ММСО.Коннект.

На Всемирном фестивале молодёжи факультетом психологии была организована и проведена панельная дискуссия «Феномен детства: как современная наука изучает детей?».

Не секрет, что в выпускных классах на подростков ложится дополнительная психоэмоциональная нагрузка. Поэтому в этот период крайне важно помогать им справляться со стрессом и сильными эмоциями

Специалисты факультета психологии МГУ совместно с коллегами из ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований представили работу, посвященную сравнению эффективности цифровых и традиционных игр для развития саморегуляции дошкольников.

Модератор сессии, декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко напомнил о программе «Приоритет 2030», которая направлена на развитие ресурсов российских университетов для их вклада в достижение национальных целей России.

15 ноября 2023 года состоялась встреча участников Всероссийского проекта «Растем с Якутией» с сотрудниками дошкольного отделения Сетунь школы 1448 г. Москва.

7 ноября в рамках подпроекта «Растем с Якутией» (реализуется в рамках Всероссийского исследовательского проекта «Растем вместе») состоялся семинар для педагогов и психологов Республики Саха (Якутия) по итогам пятилетнего сотрудничества.

Сотрудники ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова выступили с лекциями о развитии дошкольников и младших школьников для родителей, участвующих в проекте «Растем вместе».

31 октября 2023г. в ДШИ имени М.А. Балакирева в рамках Всероссийского исследовательского проекта «Растем вместе» и Педагогических чтений в школе искусств прошла встреча педагогов дополнительного образования и сотрудников ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

8 октября в МГУ имени М.В.Ломоносова на Всероссийском фестивале НАУКА 0+ состоялась лекция А.Н.Вераксы на тему «Почему важно, во что играют дети? Результаты научных исследований».

22 августа 2023 года в Москве прошел четвертый Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства». Он собрал более 12.000 педагогических работников системы дошкольного образования, специалистов органов управления образованием, преподавателей и студентов педагогических вузов и колледжей, родительскую общественность.

21-23 июня 2023 года факультет психологии МГУ совместно с Психологическим институтом РАО провели летнюю психологическую школу «Психология образования: современные исследования». Проведение летней школы особенно актуально в рамках Десятилетия науки и технологий РФ.

1 – 2 июня прошел форум «Ребенок в цифровом мире». Форум проводился по инициативе Психологического Института РАО совместно с факультетом психологии МГУ, РПО и при поддержке Министерства науки и высшего образования, а также Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.


25 мая в рамках IX Форума по педагогическому образованию IFTE-2023 состоялся открытый симпозиум по теме «Тенденции закономерности развития современного ребёнка в условиях цифрового общества».

23 мая прошел онлайн-лекторий для родителей в рамках Всероссийского проекта исследования детства «Растем вместе»

На лекторий зарегистрировалось более 150 родителей из разных регионов России: Москвы, Краснодарского края, Республики Татарстан, Республики Саха (Якутия).

10 мая 2023 года прошла заключительная встреча со школьниками, принимающими участие проекте научного волонтерства "Изучение особенностей изменения психических функций в зависимости от физической нагрузки".

В рамках Федерального просветительского марафона Российского общества «Знание» кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, научный сотрудник Психологического института РАО Бухаленкова Дарья Алексеевна выступила с лекцией.

В марте – апреле 2023 года продолжились встречи с российскими школьниками в рамках проекта научного волонтерства «Изучение особенностей изменения психических функций в зависимости от физической нагрузки».

Психологи МГУ с помощью исследования показали вред для детей модных игрушек Хаги Ваги.
За короткий период взрывной популярности игрушки Хаги Ваги появилось множество свидетельств того, что она оказывает негативное влияние на детей. Например, в одном из исследований, прописан случай сильного страха у ребенка, заявила газете ВЗГЛЯД психолог Маргарита Гаврилова.

В круглом столе приняли участие сотрудники Министерства образования и науки Республики Татарстан, Казанского Федерального Университета, факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Психологического Института РАО, а также педагоги и психологи, участвующие в проекте.

28 марта в Сочинском государственном университет прошла презентация проекта научного волонтерства «Изучение особенностей изменения психических функций в зависимости от физической нагрузки»прошла презентация проекта научного волонтерства «Изучение особенностей изменения психических функций в зависимости от физической нагрузки».

28 марта в Сочинском государственном университет прошел научно-практический семинар в рамках Всероссийского проекта исследования детства «Растем вместе».

6-17 февраля прошел цикл онлайн лекций, посвященных когнитивному и эмоциональному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста, организованный Психологическим институтом РАО совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

В день российской науки 08 февраля 2023 года в рамках проекта «Изучение особенностей изменения психических функций в зависимости от физической нагрузки» прошла встреча координаторов проекта со школьниками-волонтерами из ГБОУ Школы № 171 г. Москвы.

1 февраля 2023 года прошла встреча школьников–волонтеров с кандидатом психологических наук, научным сотрудником Психологического института РАО Рудновой Н.А. В рамках мероприятия участникам рассказали о таком феномене современного мира как прокрастинация.

21 декабря 2022 года в рамках проекта научного волонтерства «Изучение особенностей изменения психических функций в зависимости от физической нагрузки» прошла встреча с школьниками-волонтерами из Москвы, Санкт–Петербурга, Республики Татарстан, Московской, Томской и Челябинской областей.

24 ноября 2022 года прошел междисциплинарный семинар Института высшего образования Фафе (Португалия) и Федерального университета Каталан (Бразилия) на тему образования, управления и окружающей среды, организованный кафедрой ЮНЕСКО по вопросам образования, молодежи и общества.

1 декабря 2022 года в рамках Конгресса молодых ученых состоялась секция «Конвергентные исследования феномена детства», модератором которой выступил заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, заместитель директора Психологического института РАО, доктор психологических наук, академик РАО Александр Веракса.

23 ноября 2022 года в рамках проекта научного волонтерства «Изучение особенностей изменения психических функций в зависимости от физической нагрузки» прошла встреча с школьниками-волонтерами из Москвы, Республики Татарстан, Московской, Томской и Челябинской областей.

16 ноября 2022 года в рамках Международного конгресса Л.С. Выготский и А. Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках (Новосибирск) состоялось заседание секции «Культурно-исторический подход в исследовании детства: результаты лонгитюдного всероссийского исследования "Растем вместе"».

В издательстве Springer вышла в свет монография «Child Development in Russia: Perspectives from an international longitudinal study» под редакцией заведующей кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, заместителя директора Психологического института РАО, академика РАО А.Н.Вераксы.

С 10 по 14 октября в Психологическом институте РАО прошла серия встреч и дискуссий для делегации педагогов из Республики Саха (Якутия) в рамках Всероссийского проекта исследования детства «Растём вместе»

В Москве 7 октября 2022 года на базе Московского университета был дан старт Всероссийскому фестивалю НАУКА 0+. Фестиваль - один из самых масштабных в мире социальных и просветительских проектов в области популяризации науки, ключевое событие в рамках Десятилетия науки и технологий.

29 сентября 2022 в рамках Всероссийского психологического форума в Екатеринбурге более 100 специалистов приняли участие в работе секции «Исследования современного детства в парадигме культурно-исторической психологии», которая состоялась на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

С 22 по 27 сентября 2022 года проходил очный этап профессионального состязания в системе дошкольного образования России. В конкурсе приняли участие представители 83 регионов нашей страны. Учредители конкурса «Воспитатель года России» - Министерство просвещения Российской Федерации и Общероссийский профсоюз образования.

Вышел в свет специальный выпуск журнала International Journal of Early Years Education, посвященный памяти выдающихся детских психологов – Елены Кравцовой и Елены Смирновой. В журнале рассмотрены современные подходы к проблеме игры в контексте культурно-исторического подхода.

В издательстве Springer вышла книга Piaget and Vygotsky in XXI century: Discourse in early childhood education, редакторами которой стали профессор Гетеборгского университета Ингрид Прамлинг Самуэльссон и профессор факультета психологии МГУ, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Николай Веракса.


10 июня 2022 года состоялся итоговый отчетный семинар, где были представлены и обсуждены итоги 1 года реализации проекта оценки качества дошкольного образования Института психологии и образования КФУ совместно и Министерством образования и науки Республики Татарстан под руководством ведущих ученых факультета психологии МГУ и Психологического Института РАО, реализуемого в рамках Всероссийского лонгитюдного проекта исследования детства «Растём вместе».

Мы рады сообщить о завершении работы Международного психологического форума «Ребенок в цифровом мире», который был организован и проведен по инициативе Психологического Института Российской академии образования совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Российским психологическим обществом при поддержке Министерства науки и высшего образования Российского Федерации и Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

В Казанском федеральном университете прошел VIII Международный форум по педагогическому образованию IFTE-2022: «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке» (25 - 27 мая 2022 г).

28 мая 2022 г. в Осинском городском округе состоялся V Краевой семейный форум «PRO – Семью». Специалисты Чайковского филиала ГБУ ПК «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» уже второй год традиционно принимают участие в данном мероприятии.

11 мая 2022 года состоялась встреча академика РАО, декана факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, директора Психологического института РАО, президента Российского психологического общества с заместителем Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

В период с 07.04.2022 г. по 28.04.2022 г. в дистанционном формате проходил I Краевой педагогический аукцион "Воспитываем ВМЕСТЕ!". В рамках мероприятия участникам, педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений Пермского края, была предоставлена возможность презентовать видеоматериалы и пособия, способствующие формированию у дошкольников культуры поведения с учетом принятых в обществе социальных норм и правил и успешной социализации.

22 апреля факультет психологии МГУ совместно с кафедрой ЮНЕСКО Воспитание и обучение детей младшего возраста МПАДО провели семинар «Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и современное дошкольное образование».
Н.Е. Веракса и Н.Н. Вересов обсудили понятие «зона ближайшего развития» в культурно-исторической концепции и ее роль в учебной и игровой деятельности.

В период с 05.04.2022 г. по 21.04.2022 г. в дистанционном формате прошла краевая конференция для образовательных организаций Пермского края по теме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в социокультурном пространстве региона».

9 апреля завершился цикл онлайн-лекций, посвященных когнитивному и эмоциональному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста, подготовленный Психологическим институтом РАО совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках проекта “Растем вместе”.

В канун празднования Дня Республики Саха (Якутия) и 100-летия образования Якутской АССР 20 апреля 2022 года Педагогический Институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова при поддержке Научно-образовательного центра Академии наук РС (Я) в онлайн формате провели IV Всероссийскую научно-практическую конференцию студентов, магистрантов, аспирантов и практических работников "Качество дошкольного образования: интеграция теории и практики".

С 2022 года Институт психологии и образования КФУ стал региональным координатором реализации всероссийского проекта «Растем вместе» в Республике Татарстан.

21 февраля 2022 г., в дистанционном формате, посредством размещения материалов в закрытом групповом сообществе вКонтакте, состоялось открытие краевого этнокультурного фестиваля «Родные истоки - 2022».

Ученые Института психологии и образования проведут лонгитюдное исследование качества дошкольного образования в рамках всероссийского проекта.

3 февраля 2022 года в онлайн-режиме прошла рабочая встреча c группой участников проекта "Растем вместе" из Республики Татарстан.

Цель: создание условий для обмена опытом по формированию этнической идентичности детей дошкольного возраста, уважения к традициям национальностей, проживающих в Пермском крае.

Ученые Российской академии образования и МГУ имени М.В Ломоносова провели исследования, касающиеся использования ребенком различных цифровых устройств.

Ученые МГУ имени М.В. Ломоносова и Российской академии образования выяснили, что время использования гаджетов детьми влияет на их способность контролировать свои эмоции и поведение, что является залогом успешной адаптации к учебе.

В рамках Года науки и технологий Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию запустил акцию «На острие науки», направленную на вовлечение школьников и их родителей, студентов в научно-исследовательскую сферу, а также формирование представления о профессии современного исследователя.

На прошедшей неделе завершилось обучение психологов на онлайн-курсе «Современные методы диагностики психического развития детей» , разработанном сотрудниками кафедры психологии образования и педагогики специально для участников проекта «Растем вместе».

9 декабря 2021 года в онлайн-режиме состоялась конференция по актуальным проблемам дошкольного детства для психологов детских садов Республики Саха (Якутия), принимающих участие в проекте «Растем вместе», подпроект «Растем с Якутией».

В рамках Конгресса молодых ученых были представлены результаты проекта «Растем вместе».

6 декабря 2021 года в Московском университете состоялось открытие международного конгресса “Психология-образованию”. В рамках своего приветственного слова ректор Московского университета академик Виктор Антонович Садовничий рассказал об основных этапах развития отечественной психологии.

С 28 по 29 ноября 2021 года на отделении духовых и ударных инструментов МЭЦ прошел мастер-класс Федора Шагова.

Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место занимает театр, способный приобщить к духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности.

29 ноября 2021 года воспитанница струнно-смычкового отделения МЭЦ - Гуреева Даниэлла (виолончель,педагог Боровская Е. В. концертмейстер Голубева Г. Е.) приняла участие в торжественной церемонии открытии XXII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов “Щелкунчик”.

25 ноября 2021 года состоялось финальное мероприятие муниципальных конкурсов "Лучший сайт-2021" и "Лучший блогер-2021".

Концертный хор МЭЦ принял участие в Международном онлайн-конкурсе (г. Фландрия, Бельгия) и получил ДИПЛОМ С ОТЛИЧИЕМ!

Ученым Российской академии образования и МГУ имени М.В. Ломоносова удалось доказать, что чем лучше ребенок может регулировать свои эмоции и поведение, тем больше у него шансов стать отличником.

Специалисты факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Психологического института РАО рассказали читателям интернет-издания “МЕЛ”, во что играть с дошкольником, чтобы и родителям было не скучно.

27 октября состоялась встреча с участниками Всероссийского проекта «Растем вместе с Пермским краем».

С начала пандемии специалисты Российской академии образования ведут исследования влияния COVID-19 на дошкольников...

10 июня 2021 года состоялась встреча педагогов Межшкольного эстетического центра города Краснодара с академиком РАО, заведующим кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заместителем директора Психологического института РАО, А. Н. Вераксой и кандидатом психологических наук, доцентом кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова С. В. Леоновым.
Встреча была посвящена презентации Всероссийского проекта «Растем вместе».

5 июня 2021 года в рамках трансляции студии Российского общества «Знание» на Петербургском международном экономическом форуме состоялся разговор «Наука — это модно», участниками которого стали Александр Николаевич Веракса, доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, заместитель директора Психологического института РАО, и Максим Петрович Никитин, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией нанобиотехнологий Московского физико-технического института.
Участники обсуждали студенческую науку и наставничество, стоит ли сегодня, в 21-м веке, заниматься наукой, какие карьерные траектории существуют сегодня для молодых ученых, как изменилась наука и образ ученого, рассказывали о результатах последних исследований.

Российские ученые из РАО провели масштабное исследование того, как пандемия повлияла на развитие детей-дошкольников.

Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносов, доктор психологических наук Александр Веракса стал лауреатом премии Президента РФ для молодых учёных за 2019 год. Его образовательные методики используют не только в России, но и во многих странах мира. «Русский мир» поговорил с учёным об особенностях развития современных детей.
Ученые из МГУ им. М.В. Ломоносова впервые смогли подтвердить наличие взаимосвязи между качеством дошкольного образования и показателями развития саморегуляции у детей дошкольного возраста с помощью российской системы. По этим показателям можно предсказать успешность ребенка во время обучения в школе, а также эффективность адаптации и социализации подрастающего поколения в обществе. О проделанной работе исследователи рассказали в журнале Frontiers in Psychology.

Психологи МГУ изучили роль воспитателя в развитии саморегуляции дошкольников, сообщает пресс-служба МГУ.
Под руководством завкафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, член-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора Александра Вераксы впервые на российской выборке проведено исследование взаимосвязи особенностей взаимодействия педагога с детьми в группе детского сада. Работа опубликована в журнале Frontiers in Psychology.

Первый международный симпозиум по культурно-исторической психологии «Актуальный проблемы культурно-исторической психологии» состоялся онлайн 17 – 19 ноября 2020 г.
Целый ряд секций и ключевых выступлений были организованы представителями факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и вызвали неподдельный интерес аудитории. В нем приняли участие более 5500 человек из 31 страны мира.

Казалось бы, чего еще желать?! Сегодня дети идут в школу прекрасно подготовленные: читают и считают чуть ли не с младенчества, иногда даже пишут, а с гаджетами многие так просто на «ты». Однако профессор Александр ВЕРАКСА, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, так не считает: продвинутой общей образованности не достает очень важной психологической составляющей.

В этом году "благодаря" дистанционке родителям во многом пришлось взять на себя роль педагогов. В соцсетях посыпались вопросы: "как усадить детей за уроки", "помогите решить задачу", "есть ли сайты с подсказками по физике". Месяц-другой в таком режиме — и вы уже сами можете рассказать, как организовать занятия и объяснить сложную тему, где бесплатно скачать учебник или онлайн-курс. Поздравляем — вы без пяти минут хоумскулер, или, говоря по-русски, — "семейник"? Именно так называют родителей, которые учат детей дома своими силами. Популярность этого формата растет, и вслед за ней — споры о том, какие есть риски и кто успешнее — школьники или хоумскулеры? Попробовали разобраться в этом вместе с экспертами.
Парадоксально, но «некоторые факторы, присущие низкому качеству образовательной среды детского сада могут играть положительную роль в развитии понимания эмоций у детей. Негативные условия обогащают эмоциональный опыт и побуждают к использованию навыков понимания эмоций» – к таким неожиданным выводам пришли учёные МГУ, проводившие совместное исследование с норвежскими коллегами из Университета Осло. «Лаборатория научной журналистики» поговорила с заведующим кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, членом-корреспондентом РАО, доктором психологических наук Александром Вераксой и научным сотрудником кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Маргаритой Гавриловой о том, каким же образом низкое качество образовательной среды несет в себе определенные возможности для развития.
Сотрудники кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ совместно с коллегой из Университета Осло выяснили, что низкое качество образовательной среды играет положительную роль в формировании способности понимать эмоции у детей и несут в себе определенные возможности для развития. Работа опубликована в ведущем научном журнале European Early Childhood Education Research Journal.

20 сентября 2020 состоялся итоговый семинар, на котором были представлены результаты первого года реализации дорожной карты проекта «Растем с Якутией» в рамках Всероссийского проекта Российской академии образования «Растем с Россией».

Сотрудники кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ совместно с коллегой из Университета Осло выяснили, что низкое качество образовательной среды играет положительную роль в формировании способности понимать эмоции у детей, и несут в себе определенные возможности для развития.
Работа опубликована в ведущем научном журнале European Early Childhood Education Research Journal.

Как родителю не сойти с ума с маленьким ребенком на самоизоляции? Сколько минут в день ему можно играть с гаджетами? Почему некоторые малыши пытаются увеличить изображение пальцами, смотря в обычное окно? Об этом "Российской газете" рассказал членкор Российской академии образования, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса.
Доктор психологических наук Александр Веракса более десяти лет изучал когнитивное состояние детей дошкольного и школьного возраста. Полученные результаты позволили учёному сформировать систему показателей для оценки психического состояния детей. Это даёт возможность прогнозировать успешность ребёнка в соответствии с его способностью к саморегуляции и при необходимости корректировать этот навык.

Как организовать режим дня? Как работать на удаленке, если рядом малыш, который не понимает, что маму и папу не нужно отвлекать? Педагоги и психологи признают, что будет непросто, но подсказывают, как продуктивно провести время.

В феврале 2020 года российский психолог и педагог Александр Веракса стал лауреатом премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых за 2019 год за исследование психического и интеллектуального развития детей дошкольного и школьного возраста. В течение почти 15 лет он с группой коллег по всей стране изучал факторы успешности детей, а также исследовал влияние гаджетов на подрастающее поколение. О результатах ученый рассказал ТАСС

В рамках встречи, состоявшейся 4 марта 2020 года в стенах Российской академии образования, Президент РАО Юрий Петрович Зинченко ознакомил директора ММСО Максима Сергеевича Казарновского с деятельностью Академии. О передовых разработках в сфере междисциплинарных исследований, а также о Всероссийском проекте Российской академии образования «Растём с Россией» рассказал академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО Сергей Борисович Малых.

Обсудить с роботом интересные мультики и любимые игрушки? Пожаловаться гаджету на котика-проказника или невкусную котлету в детсаду? Искусственный разум в ответ подбодрит, еще и сказку прочтет? Это уже не фантастика, а реальность, в которой живет все больше современных детей. Научился говорить - и вперед, болтать с умной колонкой.

23-28 февраля 2020 года в рамках реализации Федерального лонгитюдного проекта РАО «Растем с Россией» представители Российской академии образования посетили ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», где провели рабочие встречи с членами Комиссии по проведению лонгитюдного исследования в системе дошкольного образования Республики Саха (Якутия).

С 22 по 28 января 2020 года в Образовательном центре «Сириус» обсудили вопросы, затрагивающие меры сопровождения и поддержки молодых талантов, роль индустриальных компаний и вузов в их вовлечении в передовые разработки и профессиональную деятельность, а также меры поддержки педагогов и наставников, работающих с талантами.


18 февраля 2020 года Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Салаватовна Гумерова посетила Российскую академию образования и Центр междисциплинарных исследований РАО.
12 февраля 2020 года в Санкт-Петербурге состоялось рабочее совещание, посвященное реализации федерального исследовательского проекта «Растем с Россией» в Ленинградской области. Во встрече приняли участие академик РАО, академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО Сергей Борисович Малых и Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Валентинович Тарасов.


Ключевую роль в развитии ребенка играет не внешняя материальная среда, а специфика взаимодействия ребенка со взрослым. Об этом заявил газете ВЗГЛЯД ученый Александр Веракса, получивший премию президента РФ за исследование особенностей развития школьников и дошкольников.

В учреждении будут проводить научные исследования и внедрять их результаты в деятельность образовательных организаций региона.

В рамках федерального проекта «Растем с Россией» РАО проведет масштабное исследование, которое позволит выявить факторы риска и минимизировать негативные последствия влияния цифровых технологий на психическое и физиологическое развитие обучающихся.
Российская академия образования (РАО) впервые за 50 лет проведет исследование "Растем с Россией" для создания портрета современного ребенка, пилотными регионами выбраны Якутия, Алтайский край и Ленинградская область, с которыми уже заключены соглашения о сотрудничестве.

Любой опытный педагог подтвердит, что современные родители очень требовательны. Они ищут лучшие условия, лучший детский сад, лучшего воспитателя и хотят, чтобы с их детьми занимались "чем-то полезным". При этом они не всегда понимают педагогику и психологию детей дошкольного возраста настолько, чтобы сделать обоснованный выбор, а занятость часто не позволяет им погрузиться в жизнь детского сада. Всё это требует от педагогов и руководства дошкольного образовательного учреждения вести структурированный, содержательный, экспертный диалог с родителями.