Новости
28.11.2025
На Конгрессе молодых ученых обсудили, как детство формирует будущий потенциал страны
В Образовательном центре «Сириус» 26 ноября в рамках трека «Большие вызовы: импульс развития» прошла секция, посвящённая современным исследованиям детства и внедрению научно обоснованных технологий в образовательный процесс.
27.11.2025
Состоялся осенний открытый цикл онлайн-лекций по детской психологии для родителей и специалистов в сфере образования
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова завершили бесплатный цикл онлайн-лекций по детской психологии в рамках проекта «Растем вместе».
18.11.2025
Педагоги России представили авторские разработки на Всероссийских педагогических чтениях «Моя страна – моя Россия»
В Москве были представлены 150 авторских практик от педагогов из разных регионов России на Всероссийских педагогических чтениях «Моя страна – моя Россия» – проекта Президентской платформы «Россия – страна возможностей»
31.10.2025
Делегация РПО в Китайской Народной Республике
Вице-президент РПО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики Александр Веракса и руководитель молодежной секции РПО, заместитель декана по учебной работе Артём Ковалёв – в составе делегации Московского университета посетили высшие учебные заведения Китайской Народной Республики.
09.10.2025
Стратегия детства: в Благовещенске определили векторы развития дошкольного образования Дальнего Востока
В городе Благовещенске прошла Дальневосточная научно-практическая конференция «Стратегия развития дошкольного образования»
28.09.2025
Исследователи МГУ и ФНЦ ПМИ о моторном и эмоциональном развитии детей на Всероссийской научно-практической конференции
Психологи факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федерального научного центра психологических и медицинских исследований (ФНЦ ПМИ) приняли активное участие в IV Всероссийской научно-практической конференции «Образование и искусство: методики и технологии раннего развития ребенка».
15.08.2025
Результаты новейших исследований в области дошкольного детства
9 августа на Всероссийском форуме работников дошкольного образования «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА 5.0» состоялась просветительская секция для родителей и воспитателей о новейших результатах исследований в области дошкольного детства всероссийского проекта исследования детства «Растём вместе».
15.08.2025
Международный симпозиум «Обучение и развитие детей в цифровую эпоху» объединил кафедры ЮНЕСКО России и зарубежья
9 августа под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО состоялся Международный симпозиум «Обучение и развитие детей в цифровую эпоху», который собрал кафедры ЮНЕСКО из России и зарубежья.
03.07.2025
Летняя школа-интенсив для молодых исследователей в сфере психологии
С 25 по 27 июня прошла Летняя школа-интенсив для молодых исследователей в сфере психологии образования «Психология. Наука. Лето. 2025», организованная Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Школа собрала более 100 участников из 15 регионов России, а также коллег из Беларуси и Узбекистана.
19.06.2025
Завершился регулярный лекторий для педагогов и родителей в рамках проекта «Растем вместе»
С 10 по 18 июня 2025 года в рамках масштабного лонгитюдного исследования детства «Растем вместе» прошел научно-практический лекторий для родителей и педагогов. Лекторий объединил ведущих исследователей в области детской психологии и образования.
Благодаря онлайн-трансляциям и записям присоединились те, кто не смог присутствовать в прямом эфире из-за разницы в часовых поясах.
18.03.2025
От Сахалина до Москвы: как прошел выездной семинар для педагогов
11.03.2025
Современные исследования дошкольного детства на ММСО.EXPO-2025
В Экспоцентре на Красной Пресне - одной из крупнейших выставочных площадок страны – прошел Международный московский салон образования-2025.
22.12.2024
Психологи и педагоги обсудили итоги проекта «Растем вместе» и Года семьи
В МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция с участием ученых факультета психологии.
09.12.2024
VIII Всероссийский съезд работников дошкольного образования
В Москве завершился VIII Всероссийский съезд работников дошкольного образования, организованный Минпросвещения России и при поддержке ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».
02.12.2024
Осенний открытый цикл онлайн-лекций по детской психологии для специалистов в сфере образования
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФНЦ ПМИ) совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова завершили бесплатный цикл онлайн-лекций по детской психологии в рамках проекта “Растем вместе”. В течение двух недель, с 18 по 28 ноября 2024 года, специалисты в сфере дошкольного и школьного образования смогли познакомиться с последними достижениями науки в области изучения детского развития.
22.11.2024
В ТАСС прошла пресс-конференция, приуроченная ко Дню психолога
Участники обсудили меры по поддержанию психического здоровья и психологического благополучия российского общества в период проведения СВО
26.10.2024
Онлайн-лекторий для родителей участников проекта "Растём вместе"
23.10.2024
Состоялся онлайн-лекторий для родителей участников проекта "Растём вместе"
С 23 по 25 октября 2024 года состоялся лекторий, посвященный когнитивному и эмоциональному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста для родителей, участвующих в проекте «Растем вместе».
18.10.2024
Российско-мексиканский психологический семинар
Результаты исследований, проведенных в рамках проекта "Растем вместе" под руководством ученых факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, регулярно обсуждается на совместном семинаре с Университетом Тласкалы, Мексика (Faculty of Sciences of Human Development, Autonomous University of Tlaxcala, Mexico).
16.10.2024
Ученые МГУ: детский сад положительно влияет на развитие ребенка
На данный момент почти 6 миллионов детей в Российской Федерации посещают детский сад. Однако многие родители сомневаются, будет ли это полезно для ребенка.
09.10.2024
«Экосистема дошкольного детства»: Всероссийский форум на площадке Экспоцентра
С 24 по 27 сентября в «Экспоцентре» на одной из главных выставочных площадок страны – прошел Всероссийский форум «Экосистема дошкольного детства».
19.07.2024
Азбука эмоций: как дети учатся чувствовать окружающий мир
Сотрудник факультета психологии МГУ и ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований, кандидат психологических наук Гаврилова Маргарита дала интервью порталу наука.рф.
09.07.2024
Психологи МГУ рассказали о влиянии темперамента детей на их воспитание
Психологи МГУ провели исследование и выяснили, как российские родители выбирают практики воспитания и берут ли в расчет темперамент своих чад. 478 участниц проекта, воспитывающих дошкольников, ответили на вопросы и заполнили специальные опросники.
09.07.2024
Как темперамент ребенка влияет на его воспитание – исследование психологов МГУ
Родительские практики – это система устойчивых, повторяющихся и в разной степени осознанных воспитательных воздействий родителей на ребенка. То есть это те конкретные действия, которые родители на повседневной основе предпринимают для воспитания собственных детей.
03.07.2024
24-26 июня состоялась Летняя школа “Психология образования”
Летняя школа для молодых исследователей в сфере психологии образования проводится уже в третий раз и организуется факультетом психологии МГУ и Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также Российского психологического общества.
03.07.2024
Психологи объяснили разницу влияния на детей фантазийных и реалистичных игрушек
Какие игрушки полезнее для детей – близкие к реальной жизни или малореалистичные, вроде дракона, который бывает только в сказках. Исследователи факультета психологии МГУ выявили связь между высокими показателями когнитивной гибкости детей (способности переключаться между разными правилами и условиями) и их предпочтением игрушек.
Какие игрушки полезнее для детей – близкие к реальной жизни или малореалистичные, вроде дракона, который бывает только в сказках. Исследователи факультета психологии МГУ выявили связь между высокими показателями когнитивной гибкости детей (способности переключаться между разными правилами и условиями) и их предпочтением игрушек.
17.06.2024
Подростки в социальных сетях: одиночество и фальшивая самопрезентация
Социальные сети являются важной частью повседневности и новой средой социализации современного подростка. Поэтому так трудно ограничить общение ребенка в Интернете.
17.06.2024
Ученые МГУ: Соцсети негативно влияют на саморепрезентацию подростков
Социальные сети являются важной частью повседневности и новой средой социализации современного подростка. Поэтому так трудно ограничить общение ребенка в Интернете.
12.06.2024
Разнообразие детства: подходы, стратегии и технологии работы в фокусе междисциплинарных исследований, 29 мая 2024 года
В Казанском (Приволжском) федеральном университете 29 мая в рамках X Юбилейного Форума по педагогическому образованию IFTE-2024 прошло заседание открытой дискуссионной площадки «Разнообразие детства: подходы, стратегии и технологии работы в фокусе междисциплинарных исследований».
Ученые МГУ провели исследование, как посещение детского сада сказывается на самочувствии и внутреннем состоянии ребенка. Выяснилось, что чем дольше ребенок ходит в детский сад, тем выше его саморегуляция.
11.06.2024
Посещение детского сада положительно влияет на саморегуляцию ребенка — ученые МГУ
Многие родители задаются вопросом о том, не лучше ли оставить ребенка дома, с няней или мамой, а не отдавать его в дошкольное учреждение. Ведь там не смогут уделить ему столько же внимания, сколько и дома, там он может столкнуться с конфликтами со сверстниками и другими сложностями.
07.06.2024
Как снизить агрессию у дошкольников – советы ученых МГУ
Одной из самых острых проблем при обращении к детскому психологу за последние несколько лет стало агрессивное поведение детей. Ученые факультета психологии МГУ выяснили, какие виды деятельности в дошкольном возрасте способствуют развитию социальной компетентности.
07.06.2024
Ученые МГУ предложили новые способы снижения агрессии у дошкольников
Одной из самых острых проблем при обращении к детскому психологу за последние несколько лет стало агрессивное поведение детей. Ученые факультета психологии МГУ выяснили, какие виды деятельности в дошкольном возрасте способствуют развитию социальной компетентности.
06.06.2024
Состоялся Четвертый Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире», 1-2 июня 2024 года
1-2 июня 2024 года состоялось крупнейшее событие в области детского развития и образования — IV Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире». Форум объединил более 5000 психологов, педагогов, социологов, медиков, журналистов и других экспертов, изучающих детство.
23.05.2024
Научное волонтерство: психология для школьников
17 мая аспирант факультета психологии МГУ и научный сотрудник ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований Нечаева Дарина приняла участие в сессии «Секреты национального здравоохранения: научное волонтерство»
10.05.2024
Тренинг по развитию эмоциональной компетентности у детей для педагогов. 4 марта по 12 апреля 2024г.
С 4 марта по 12 апреля 2024 года в рамках проекта исследования детства “Растем вместе” прошел тренинг «Развитие эмоциональной компетентности у детей» для педагогов, организованный сотрудниками Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
06.05.2024
Что пришло в жизнь современных детей вместе с играми на смартфоне?
Цифровые истерики, горы ненужных игрушек и снижение познавательной мотивации — то, что пришло в жизнь современных детей вместе с играми на смартфоне.
01.05.2024
Семинар "Развитие детей в цифровом мире" в СГУ
24 апреля прошел научно-практический семинар «Развитие детей в цифровом мире», организованный Сочинским государственным университетом совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований.
22.04.2024
IV Международному форуму «Ребенок в цифровом мире» присвоена всемирная эгида Юнеско! 1-2 июня 2024, онлайн.
В своем обращении заместитель Генерального директора по внешним связям Энтони Охменаг-Баома подчеркнул, что изучение влияния цифровых технологий на развитие детей связано с обязательствами ЮНЕСКО по продвижению доступности цифрового образования, которое несет как трудности, так и новые возможности
17.04.2024
Открытый цикл онлайн лекций "Растем вместе" прослушало более 1500 специалистов со всей России!
С 1 по 12 апреля 2024 год в рамках проекта исследования детства “Растем вместе” прошел четвертый цикл онлайн лекций по детской психологии для сотрудников детских садов и школ, организованный Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
17.04.2024
Московский международный cалон образования «MMCO.EXPO-2024»: итоги и новые смыслы.
3-4 апреля 2024 года состоялась крупнейшая выставка образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений – ММСО.EXPO-2024. Мероприятие прошло в гибридном формате: в ЦВК «Экспоцентр» и онлайн на платформе ММСО.Коннект.
27.03.2024
Феномен детства: как современная наука изучает детей?
На Всемирном фестивале молодёжи факультетом психологии была организована и проведена панельная дискуссия «Феномен детства: как современная наука изучает детей?».
02.02.2024
В рамках проекта «Растем вместе» прошли тренинги для старшеклассников
Не секрет, что в выпускных классах на подростков ложится дополнительная психоэмоциональная нагрузка. Поэтому в этот период крайне важно помогать им справляться со стрессом и сильными эмоциями
15.12.2023
Игра для развития ребенка: результаты исследования
Специалисты факультета психологии МГУ совместно с коллегами из ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований представили работу, посвященную сравнению эффективности цифровых и традиционных игр для развития саморегуляции дошкольников.
01.12.2023
III Конгресс молодых ученых в «Сириусе»: сессия «Наука и искусство: связь времен, новые подходы в подготовке талантов и научные технологии создания шедевров»
Модератор сессии, декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко напомнил о программе «Приоритет 2030», которая направлена на развитие ресурсов российских университетов для их вклада в достижение национальных целей России.
15.11.2023
Обмен опытом в рамках Всероссийского проекта "Растем вместе"
15 ноября 2023 года состоялась встреча участников Всероссийского проекта «Растем с Якутией» с сотрудниками дошкольного отделения Сетунь школы 1448 г. Москва.
09.11.2023
"Растем с Якутией": итоговый семинар 2023
7 ноября в рамках подпроекта «Растем с Якутией» (реализуется в рамках Всероссийского исследовательского проекта «Растем вместе») состоялся семинар для педагогов и психологов Республики Саха (Якутия) по итогам пятилетнего сотрудничества.
06.11.2023
Онлайн-лектории для родителей в рамках Всероссийского исследовательского проекта «Растем вместе»
Сотрудники ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова выступили с лекциями о развитии дошкольников и младших школьников для родителей, участвующих в проекте «Растем вместе».
02.11.2023
Встреча в Детской школе искусств имени М.А. Балакирева
31 октября 2023г. в ДШИ имени М.А. Балакирева в рамках Всероссийского исследовательского проекта «Растем вместе» и Педагогических чтений в школе искусств прошла встреча педагогов дополнительного образования и сотрудников ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
18.10.2023
Психология детства на Фестивале НАУКА 0+
8 октября в МГУ имени М.В.Ломоносова на Всероссийском фестивале НАУКА 0+ состоялась лекция А.Н.Вераксы на тему «Почему важно, во что играют дети? Результаты научных исследований».
25.08.2023
Наука в помощь сфере дошкольного образования
22 августа 2023 года в Москве прошел четвертый Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства». Он собрал более 12.000 педагогических работников системы дошкольного образования, специалистов органов управления образованием, преподавателей и студентов педагогических вузов и колледжей, родительскую общественность.
26.06.2023
Летняя психологическая школа 2023 «Психология образования: современные исследования»
21-23 июня 2023 года факультет психологии МГУ совместно с Психологическим институтом РАО провели летнюю психологическую школу «Психология образования: современные исследования». Проведение летней школы особенно актуально в рамках Десятилетия науки и технологий РФ.
06.06.2023
Пост-релиз III Международного психологического форума «Ребенок в цифровом мире»
1 – 2 июня прошел форум «Ребенок в цифровом мире». Форум проводился по инициативе Психологического Института РАО совместно с факультетом психологии МГУ, РПО и при поддержке Министерства науки и высшего образования, а также Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.
01.06.2023
Завершился первый год реализации проекта научного волонтерства "Изучение особенностей изменения психических функций в зависимости от физической нагрузки"
01.06.2023
Cимпозиум «Тенденции закономерности развития современного ребёнка в условиях цифрового общества»
25 мая в рамках IX Форума по педагогическому образованию IFTE-2023 состоялся открытый симпозиум по теме «Тенденции закономерности развития современного ребёнка в условиях цифрового общества».
24.05.2023
Онлайн-лекторий для родителей
23 мая прошел онлайн-лекторий для родителей в рамках Всероссийского проекта исследования детства «Растем вместе»
23.05.2023
23 мая прошел онлайн-лекторий для родителей в рамках Всероссийского проекта исследования детства «Растем вместе»
На лекторий зарегистрировалось более 150 родителей из разных регионов России: Москвы, Краснодарского края, Республики Татарстан, Республики Саха (Якутия).
12.05.2023
Завершился первый год реализации проекта научного волонтерства "Изучение особенностей изменения психических функций в зависимости от физической нагрузки", 10 мая 2023 года.
10 мая 2023 года прошла заключительная встреча со школьниками, принимающими участие проекте научного волонтерства "Изучение особенностей изменения психических функций в зависимости от физической нагрузки".
11.05.2023
Лекция «Диагностика и коррекция индивидуальных траекторий развития детей»
В рамках Федерального просветительского марафона Российского общества «Знание» кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, научный сотрудник Психологического института РАО Бухаленкова Дарья Алексеевна выступила с лекцией.
29.04.2023
В рамках проекта научного волонтерства школьникам – волонтерам рассказали о том, как быть успешным и что помогает строить отношения с близкими, март – апрель 2023 года.
В марте – апреле 2023 года продолжились встречи с российскими школьниками в рамках проекта научного волонтерства «Изучение особенностей изменения психических функций в зависимости от физической нагрузки».
17.04.2023
Психологи доказали вред игрушки Хаги Ваги для детей
Психологи МГУ с помощью исследования показали вред для детей модных игрушек Хаги Ваги.
За короткий период взрывной популярности игрушки Хаги Ваги появилось множество свидетельств того, что она оказывает негативное влияние на детей. Например, в одном из исследований, прописан случай сильного страха у ребенка, заявила газете ВЗГЛЯД психолог Маргарита Гаврилова.
12.04.2023
В КФУ состоялся круглый стол по вопросам реализации Всероссийского проекта исследования детства «Растём вместе» в Республике Татарстан
В круглом столе приняли участие сотрудники Министерства образования и науки Республики Татарстан, Казанского Федерального Университета, факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Психологического Института РАО, а также педагоги и психологи, участвующие в проекте.
04.04.2023
Презентация волонтерского проекта в Сочинском государственном университете
28 марта в Сочинском государственном университет прошла презентация проекта научного волонтерства «Изучение особенностей изменения психических функций в зависимости от физической нагрузки»прошла презентация проекта научного волонтерства «Изучение особенностей изменения психических функций в зависимости от физической нагрузки».
31.03.2023
"Растем вместе" - научно-практический семинар в Сочинском государственном университете
28 марта в Сочинском государственном университет прошел научно-практический семинар в рамках Всероссийского проекта исследования детства «Растем вместе».
21.02.2023
Цикл лекций "Когнитивное и эмоциональное развитие детей"
6-17 февраля прошел цикл онлайн лекций, посвященных когнитивному и эмоциональному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста, организованный Психологическим институтом РАО совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
09.02.2023
В день российской науки 08 февраля 2023 года прошла встреча со школьниками-волонтерами
В день российской науки 08 февраля 2023 года в рамках проекта «Изучение особенностей изменения психических функций в зависимости от физической нагрузки» прошла встреча координаторов проекта со школьниками-волонтерами из ГБОУ Школы № 171 г. Москвы.
02.02.2023
Прошла встреча школьников–волонтеров с Рудновой Н.А.
1 февраля 2023 года прошла встреча школьников–волонтеров с кандидатом психологических наук, научным сотрудником Психологического института РАО Рудновой Н.А. В рамках мероприятия участникам рассказали о таком феномене современного мира как прокрастинация.
23.12.2022
Встреча с школьниками-волонтерами в декабре
21 декабря 2022 года в рамках проекта научного волонтерства «Изучение особенностей изменения психических функций в зависимости от физической нагрузки» прошла встреча с школьниками-волонтерами из Москвы, Санкт–Петербурга, Республики Татарстан, Московской, Томской и Челябинской областей.
08.12.2022
Междисциплинарный семинар Института высшего образования Фафе (Португалия) и Федерального университета Каталан (Бразилия), 24 ноября 2022 года
24 ноября 2022 года прошел междисциплинарный семинар Института высшего образования Фафе (Португалия) и Федерального университета Каталан (Бразилия) на тему образования, управления и окружающей среды, организованный кафедрой ЮНЕСКО по вопросам образования, молодежи и общества.
03.12.2022
Конвергентные исследования феномена детства
1 декабря 2022 года в рамках Конгресса молодых ученых состоялась секция «Конвергентные исследования феномена детства», модератором которой выступил заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, заместитель директора Психологического института РАО, доктор психологических наук, академик РАО Александр Веракса.
25.11.2022
Встреча с школьниками-волонтерами
23 ноября 2022 года в рамках проекта научного волонтерства «Изучение особенностей изменения психических функций в зависимости от физической нагрузки» прошла встреча с школьниками-волонтерами из Москвы, Республики Татарстан, Московской, Томской и Челябинской областей.
17.11.2022
Культурно-исторический подход в исследовании детства: результаты лонгитюдного всероссийского исследования "Растем вместе"
16 ноября 2022 года в рамках Международного конгресса Л.С. Выготский и А. Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках (Новосибирск) состоялось заседание секции «Культурно-исторический подход в исследовании детства: результаты лонгитюдного всероссийского исследования "Растем вместе"».
09.11.2022
В издательстве Springer вышла в свет монография «Child Development in Russia: Perspectives from an international longitudinal study»
В издательстве Springer вышла в свет монография «Child Development in Russia: Perspectives from an international longitudinal study» под редакцией заведующей кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, заместителя директора Психологического института РАО, академика РАО А.Н.Вераксы.
14.10.2022
Делегация педагогов Республики Саха (Якутия) в Психологическом Институте РАО
С 10 по 14 октября в Психологическом институте РАО прошла серия встреч и дискуссий для делегации педагогов из Республики Саха (Якутия) в рамках Всероссийского проекта исследования детства «Растём вместе»
11.10.2022
Всероссийский фестиваль НАУКА 0+.
В Москве 7 октября 2022 года на базе Московского университета был дан старт Всероссийскому фестивалю НАУКА 0+. Фестиваль - один из самых масштабных в мире социальных и просветительских проектов в области популяризации науки, ключевое событие в рамках Десятилетия науки и технологий.
01.10.2022
Состоялось заседание секции «Исследования современного детства в парадигме культурно-исторической психологии»
29 сентября 2022 в рамках Всероссийского психологического форума в Екатеринбурге более 100 специалистов приняли участие в работе секции «Исследования современного детства в парадигме культурно-исторической психологии», которая состоялась на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
29.09.2022
Названы лучшие воспитатели года-2022
С 22 по 27 сентября 2022 года проходил очный этап профессионального состязания в системе дошкольного образования России. В конкурсе приняли участие представители 83 регионов нашей страны. Учредители конкурса «Воспитатель года России» - Министерство просвещения Российской Федерации и Общероссийский профсоюз образования.
19.09.2022
Специальный номер журнала International Journal of Early Years Education
Вышел в свет специальный выпуск журнала International Journal of Early Years Education, посвященный памяти выдающихся детских психологов – Елены Кравцовой и Елены Смирновой. В журнале рассмотрены современные подходы к проблеме игры в контексте культурно-исторического подхода.
09.09.2022
Пиаже и Выготский в XXI веке: дискурс в дошкольном образовании
В издательстве Springer вышла книга Piaget and Vygotsky in XXI century: Discourse in early childhood education, редакторами которой стали профессор Гетеборгского университета Ингрид Прамлинг Самуэльссон и профессор факультета психологии МГУ, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Николай Веракса.
01.09.2022
Вышел тематичекий номер Национального психологического журнала за 2022 год
14.06.2022
Подведены итоги первого года реализации проекта ученых МГУ и КФУ в рамках всероссийского лонгитюдного проекта «Растём вместе»
10 июня 2022 года состоялся итоговый отчетный семинар, где были представлены и обсуждены итоги 1 года реализации проекта оценки качества дошкольного образования Института психологии и образования КФУ совместно и Министерством образования и науки Республики Татарстан под руководством ведущих ученых факультета психологии МГУ и Психологического Института РАО, реализуемого в рамках Всероссийского лонгитюдного проекта исследования детства «Растём вместе».
06.06.2022
Пост-релиз Международного психологического форума «Ребенок в цифровом мире»
Мы рады сообщить о завершении работы Международного психологического форума «Ребенок в цифровом мире», который был организован и проведен по инициативе Психологического Института Российской академии образования совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Российским психологическим обществом при поддержке Министерства науки и высшего образования Российского Федерации и Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
01.06.2022
Международный форум по педагогическому образованию IFTE-2022: «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке»
В Казанском федеральном университете прошел VIII Международный форум по педагогическому образованию IFTE-2022: «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке» (25 - 27 мая 2022 г).
29.05.2022
Итоги V Краевого семейного форума «PRO – Семью»
28 мая 2022 г. в Осинском городском округе состоялся V Краевой семейный форум «PRO – Семью». Специалисты Чайковского филиала ГБУ ПК «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» уже второй год традиционно принимают участие в данном мероприятии.
12.05.2022
Встреча с заместителем Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
11 мая 2022 года состоялась встреча академика РАО, декана факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, директора Психологического института РАО, президента Российского психологического общества с заместителем Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
05.05.2022
Итоги проведения I Краевого педагогического аукциона «Воспитываем ВМЕСТЕ!»
В период с 07.04.2022 г. по 28.04.2022 г. в дистанционном формате проходил I Краевой педагогический аукцион "Воспитываем ВМЕСТЕ!". В рамках мероприятия участникам, педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений Пермского края, была предоставлена возможность презентовать видеоматериалы и пособия, способствующие формированию у дошкольников культуры поведения с учетом принятых в обществе социальных норм и правил и успешной социализации.
29.04.2022
Семинар «Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и современное дошкольное образование».
22 апреля факультет психологии МГУ совместно с кафедрой ЮНЕСКО Воспитание и обучение детей младшего возраста МПАДО провели семинар «Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и современное дошкольное образование».
Н.Е. Веракса и Н.Н. Вересов обсудили понятие «зона ближайшего развития» в культурно-исторической концепции и ее роль в учебной и игровой деятельности.
25.04.2022
Итоги проведения краевой конференции «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в социокультурном пространстве региона»
В период с 05.04.2022 г. по 21.04.2022 г. в дистанционном формате прошла краевая конференция для образовательных организаций Пермского края по теме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в социокультурном пространстве региона».
22.04.2022
Цикл лекций о развитии ребенка
9 апреля завершился цикл онлайн-лекций, посвященных когнитивному и эмоциональному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста, подготовленный Психологическим институтом РАО совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках проекта “Растем вместе”.
21.04.2022
Результаты исследований детства на всероссийской конференции
В канун празднования Дня Республики Саха (Якутия) и 100-летия образования Якутской АССР 20 апреля 2022 года Педагогический Институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова при поддержке Научно-образовательного центра Академии наук РС (Я) в онлайн формате провели IV Всероссийскую научно-практическую конференцию студентов, магистрантов, аспирантов и практических работников "Качество дошкольного образования: интеграция теории и практики".
06.04.2022
В ИПО стартовал онлайн-курс «Современные методы диагностики психического развития детей»
С 2022 года Институт психологии и образования КФУ стал региональным координатором реализации всероссийского проекта «Растем вместе» в Республике Татарстан.
24.03.2022
Открываем Год культурного наследия народов России
21 февраля 2022 г., в дистанционном формате, посредством размещения материалов в закрытом групповом сообществе вКонтакте, состоялось открытие краевого этнокультурного фестиваля «Родные истоки - 2022».
05.02.2022
КФУ назначен координатором реализации всероссийского проекта "Растем вместе"
Ученые Института психологии и образования проведут лонгитюдное исследование качества дошкольного образования в рамках всероссийского проекта.
04.02.2022
Встреча с участниками Всероссийского проекта "Растем вместе с Республикой Татарстан"
3 февраля 2022 года в онлайн-режиме прошла рабочая встреча c группой участников проекта "Растем вместе" из Республики Татарстан.
10.01.2022
Краевой этнокультурный фестиваль «Родные истоки - 2022»
Цель: создание условий для обмена опытом по формированию этнической идентичности детей дошкольного возраста, уважения к традициям национальностей, проживающих в Пермском крае.
07.01.2022
Ученые ответили на вопросы о вреде или пользе гаджетов для детей
Ученые Российской академии образования и МГУ имени М.В Ломоносова провели исследования, касающиеся использования ребенком различных цифровых устройств.
31.12.2021
Ученые проекта “Растем вместе” назвали оптимальное время использования гаджетов для детей
Ученые МГУ имени М.В. Ломоносова и Российской академии образования выяснили, что время использования гаджетов детьми влияет на их способность контролировать свои эмоции и поведение, что является залогом успешной адаптации к учебе.
28.12.2021
«На острие науки»: роль гаджетов в детском развитии
В рамках Года науки и технологий Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию запустил акцию «На острие науки», направленную на вовлечение школьников и их родителей, студентов в научно-исследовательскую сферу, а также формирование представления о профессии современного исследователя.
21.12.2021
Обучение психологов на онлайн-курсе «Современные методы диагностики психического развития детей»
На прошедшей неделе завершилось обучение психологов на онлайн-курсе «Современные методы диагностики психического развития детей» , разработанном сотрудниками кафедры психологии образования и педагогики специально для участников проекта «Растем вместе».
10.12.2021
Конференция «Растем с Якутией»
9 декабря 2021 года в онлайн-режиме состоялась конференция по актуальным проблемам дошкольного детства для психологов детских садов Республики Саха (Якутия), принимающих участие в проекте «Растем вместе», подпроект «Растем с Якутией».
10.12.2021
«Растём вместе» — решение актуальных проблем общества с помощью современных технологий
В рамках Конгресса молодых ученых были представлены результаты проекта «Растем вместе».
07.12.2021
Международный Конгресс “Психология-образованию”
6 декабря 2021 года в Московском университете состоялось открытие международного конгресса “Психология-образованию”. В рамках своего приветственного слова ректор Московского университета академик Виктор Антонович Садовничий рассказал об основных этапах развития отечественной психологии.
01.12.2021
Мастер-класс на отделении духовых и ударных инструментов
С 28 по 29 ноября 2021 года на отделении духовых и ударных инструментов МЭЦ прошел мастер-класс Федора Шагова.
01.12.2021
Всероссийская неделя «Театр и дети»
Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место занимает театр, способный приобщить к духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности.
30.11.2021
Даниэлла, Краснодар поддерживает тебя! У тебя все обязательно получится!
29 ноября 2021 года воспитанница струнно-смычкового отделения МЭЦ - Гуреева Даниэлла (виолончель,педагог Боровская Е. В. концертмейстер Голубева Г. Е.) приняла участие в торжественной церемонии открытии XXII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов “Щелкунчик”.
26.11.2021
Победа МЭЦ в муниципальных конкурсах "Лучший сайт-2021" и "Лучший блогер-2021"
25 ноября 2021 года состоялось финальное мероприятие муниципальных конкурсов "Лучший сайт-2021" и "Лучший блогер-2021".
22.11.2021
Образцовый коллектив Ассоциированной школы ЮНЕСКО - ВОСЬМИКРАТНЫЙ лауреат Всемирных хоровых игр
Концертный хор МЭЦ принял участие в Международном онлайн-конкурсе (г. Фландрия, Бельгия) и получил ДИПЛОМ С ОТЛИЧИЕМ!
15.11.2021
В РАО назвали главный фактор успеха ребенка в математике
Ученым Российской академии образования и МГУ имени М.В. Ломоносова удалось доказать, что чем лучше ребенок может регулировать свои эмоции и поведение, тем больше у него шансов стать отличником.
09.11.2021
Интервью специалистов проекта “Растем вместе”
Специалисты факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Психологического института РАО рассказали читателям интернет-издания “МЕЛ”, во что играть с дошкольником, чтобы и родителям было не скучно.
28.10.2021
Встреча с участниками Всероссийского проекта «Растем вместе с Пермским краем»
27 октября состоялась встреча с участниками Всероссийского проекта «Растем вместе с Пермским краем».
11.06.2021
Исследование влияния пандемии COVID-19 на дошкольников
С начала пандемии специалисты Российской академии образования ведут исследования влияния COVID-19 на дошкольников...
11.06.2021
Растем вместе с Краснодаром
10 июня 2021 года состоялась встреча педагогов Межшкольного эстетического центра города Краснодара с академиком РАО, заведующим кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заместителем директора Психологического института РАО, А. Н. Вераксой и кандидатом психологических наук, доцентом кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова С. В. Леоновым.
Встреча была посвящена презентации Всероссийского проекта «Растем вместе».
05.06.2021
Александр Веракса: «Мир науки — это мир, где каждый может себя реализовать»
5 июня 2021 года в рамках трансляции студии Российского общества «Знание» на Петербургском международном экономическом форуме состоялся разговор «Наука — это модно», участниками которого стали Александр Николаевич Веракса, доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, заместитель директора Психологического института РАО, и Максим Петрович Никитин, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией нанобиотехнологий Московского физико-технического института.
Участники обсуждали студенческую науку и наставничество, стоит ли сегодня, в 21-м веке, заниматься наукой, какие карьерные траектории существуют сегодня для молодых ученых, как изменилась наука и образ ученого, рассказывали о результатах последних исследований.
01.06.2021
Ученые предупредили об опасном последствии пандемии для детей
Российские ученые из РАО провели масштабное исследование того, как пандемия повлияла на развитие детей-дошкольников.
08.02.2021
Наши дети успешнее многих своих сверстников в других странах
Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносов, доктор психологических наук Александр Веракса стал лауреатом премии Президента РФ для молодых учёных за 2019 год. Его образовательные методики используют не только в России, но и во многих странах мира. «Русский мир» поговорил с учёным об особенностях развития современных детей.
Ученые из МГУ им. М.В. Ломоносова впервые смогли подтвердить наличие взаимосвязи между качеством дошкольного образования и показателями развития саморегуляции у детей дошкольного возраста с помощью российской системы. По этим показателям можно предсказать успешность ребенка во время обучения в школе, а также эффективность адаптации и социализации подрастающего поколения в обществе. О проделанной работе исследователи рассказали в журнале Frontiers in Psychology.
08.12.2020
Психологи МГУ изучили роль воспитателя в развитии дошкольников
Психологи МГУ изучили роль воспитателя в развитии саморегуляции дошкольников, сообщает пресс-служба МГУ.
Под руководством завкафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, член-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора Александра Вераксы впервые на российской выборке проведено исследование взаимосвязи особенностей взаимодействия педагога с детьми в группе детского сада. Работа опубликована в журнале Frontiers in Psychology.
23.11.2020
Состоялся Международный симпозиум «Актуальные проблемы культурно-исторической психологии», посвященный памяти Е.Е. Кравцовой
Первый международный симпозиум по культурно-исторической психологии «Актуальный проблемы культурно-исторической психологии» состоялся онлайн 17 – 19 ноября 2020 г.
Целый ряд секций и ключевых выступлений были организованы представителями факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и вызвали неподдельный интерес аудитории. В нем приняли участие более 5500 человек из 31 страны мира.
23.10.2020
Стоит сказку начертить
Казалось бы, чего еще желать?! Сегодня дети идут в школу прекрасно подготовленные: читают и считают чуть ли не с младенчества, иногда даже пишут, а с гаджетами многие так просто на «ты». Однако профессор Александр ВЕРАКСА, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, так не считает: продвинутой общей образованности не достает очень важной психологической составляющей.
23.10.2020
Home-ученики: как в России справляются с домашним образованием и чего от него ждут
В этом году "благодаря" дистанционке родителям во многом пришлось взять на себя роль педагогов. В соцсетях посыпались вопросы: "как усадить детей за уроки", "помогите решить задачу", "есть ли сайты с подсказками по физике". Месяц-другой в таком режиме — и вы уже сами можете рассказать, как организовать занятия и объяснить сложную тему, где бесплатно скачать учебник или онлайн-курс. Поздравляем — вы без пяти минут хоумскулер, или, говоря по-русски, — "семейник"? Именно так называют родителей, которые учат детей дома своими силами. Популярность этого формата растет, и вслед за ней — споры о том, какие есть риски и кто успешнее — школьники или хоумскулеры? Попробовали разобраться в этом вместе с экспертами.
Парадоксально, но «некоторые факторы, присущие низкому качеству образовательной среды детского сада могут играть положительную роль в развитии понимания эмоций у детей. Негативные условия обогащают эмоциональный опыт и побуждают к использованию навыков понимания эмоций» – к таким неожиданным выводам пришли учёные МГУ, проводившие совместное исследование с норвежскими коллегами из Университета Осло. «Лаборатория научной журналистики» поговорила с заведующим кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, членом-корреспондентом РАО, доктором психологических наук Александром Вераксой и научным сотрудником кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Маргаритой Гавриловой о том, каким же образом низкое качество образовательной среды несет в себе определенные возможности для развития.
Сотрудники кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ совместно с коллегой из Университета Осло выяснили, что низкое качество образовательной среды играет положительную роль в формировании способности понимать эмоции у детей и несут в себе определенные возможности для развития. Работа опубликована в ведущем научном журнале European Early Childhood Education Research Journal.
28.09.2020
Итоговый семинар 1-ого года реализации дорожной карты проекта «Растем с Якутией» в рамках Всероссийского проекта РАО «Растем с Россией»
20 сентября 2020 состоялся итоговый семинар, на котором были представлены результаты первого года реализации дорожной карты проекта «Растем с Якутией» в рамках Всероссийского проекта Российской академии образования «Растем с Россией».
27.09.2020
Самостоятельное решение конфликтов помогает дошколятам понимать других
Сотрудники кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ совместно с коллегой из Университета Осло выяснили, что низкое качество образовательной среды играет положительную роль в формировании способности понимать эмоции у детей, и несут в себе определенные возможности для развития.
Работа опубликована в ведущем научном журнале European Early Childhood Education Research Journal.
25.04.2020
Ученый рассказал, сколько часов дошкольники "сидят" сегодня в гаджетах
Как родителю не сойти с ума с маленьким ребенком на самоизоляции? Сколько минут в день ему можно играть с гаджетами? Почему некоторые малыши пытаются увеличить изображение пальцами, смотря в обычное окно? Об этом "Российской газете" рассказал членкор Российской академии образования, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса.
Доктор психологических наук Александр Веракса более десяти лет изучал когнитивное состояние детей дошкольного и школьного возраста. Полученные результаты позволили учёному сформировать систему показателей для оценки психического состояния детей. Это даёт возможность прогнозировать успешность ребёнка в соответствии с его способностью к саморегуляции и при необходимости корректировать этот навык.
22.03.2020
На карантине с детьми: испытание или новые возможности?
Как организовать режим дня? Как работать на удаленке, если рядом малыш, который не понимает, что маму и папу не нужно отвлекать? Педагоги и психологи признают, что будет непросто, но подсказывают, как продуктивно провести время.
17.03.2020
"Дети стали гораздо меньше играть": что влияет на успешность учеников в школе и в жизни
В феврале 2020 года российский психолог и педагог Александр Веракса стал лауреатом премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых за 2019 год за исследование психического и интеллектуального развития детей дошкольного и школьного возраста. В течение почти 15 лет он с группой коллег по всей стране изучал факторы успешности детей, а также исследовал влияние гаджетов на подрастающее поколение. О результатах ученый рассказал ТАСС
04.03.2020
Президент РАО встретился с директором Московского международного салона образования
В рамках встречи, состоявшейся 4 марта 2020 года в стенах Российской академии образования, Президент РАО Юрий Петрович Зинченко ознакомил директора ММСО Максима Сергеевича Казарновского с деятельностью Академии. О передовых разработках в сфере междисциплинарных исследований, а также о Всероссийском проекте Российской академии образования «Растём с Россией» рассказал академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО Сергей Борисович Малых.
03.03.2020
@, скажи "Гав!" Гаджеты начали разговаривать с детьми: чему нейросеть может научить ребенка.
Обсудить с роботом интересные мультики и любимые игрушки? Пожаловаться гаджету на котика-проказника или невкусную котлету в детсаду? Искусственный разум в ответ подбодрит, еще и сказку прочтет? Это уже не фантастика, а реальность, в которой живет все больше современных детей. Научился говорить - и вперед, болтать с умной колонкой.
01.03.2020
Растем с Якутией: реализация дорожной карты
23-28 февраля 2020 года в рамках реализации Федерального лонгитюдного проекта РАО «Растем с Россией» представители Российской академии образования посетили ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», где провели рабочие встречи с членами Комиссии по проведению лонгитюдного исследования в системе дошкольного образования Республики Саха (Якутия).
28.02.2020
В Сочи завершилась IV Всероссийская конференция «Путь к успеху: стратегия сопровождения молодых талантов»
С 22 по 28 января 2020 года в Образовательном центре «Сириус» обсудили вопросы, затрагивающие меры сопровождения и поддержки молодых талантов, роль индустриальных компаний и вузов в их вовлечении в передовые разработки и профессиональную деятельность, а также меры поддержки педагогов и наставников, работающих с талантами.
28.02.2020
Президент РАО принял участие во Втором форуме школьного образования «Взлетай!»
читать далее
18.02.2020
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Салаватовна Гумерова посетила Центр междисциплинарных исследований РАО
18 февраля 2020 года Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Салаватовна Гумерова посетила Российскую академию образования и Центр междисциплинарных исследований РАО.
12 февраля 2020 года в Санкт-Петербурге состоялось рабочее совещание, посвященное реализации федерального исследовательского проекта «Растем с Россией» в Ленинградской области. Во встрече приняли участие академик РАО, академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО Сергей Борисович Малых и Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Валентинович Тарасов.
06.02.2020
Наномиры и «история» рака: в чем уникальность разработок лауреатов научной премии
читать далее
06.02.2020
Владимир Путин вручил премии в области науки и инноваций для молодых учёных за 2019 год
читать далее
Ключевую роль в развитии ребенка играет не внешняя материальная среда, а специфика взаимодействия ребенка со взрослым. Об этом заявил газете ВЗГЛЯД ученый Александр Веракса, получивший премию президента РФ за исследование особенностей развития школьников и дошкольников.
15.11.2019
В Омске распахнёт свои двери научный центр Российской академии образования
В учреждении будут проводить научные исследования и внедрять их результаты в деятельность образовательных организаций региона.
19.08.2019
Без звука
В рамках федерального проекта «Растем с Россией» РАО проведет масштабное исследование, которое позволит выявить факторы риска и минимизировать негативные последствия влияния цифровых технологий на психическое и физиологическое развитие обучающихся.
Российская академия образования (РАО) впервые за 50 лет проведет исследование "Растем с Россией" для создания портрета современного ребенка, пилотными регионами выбраны Якутия, Алтайский край и Ленинградская область, с которыми уже заключены соглашения о сотрудничестве.
10.06.2019
Российская академия образования и Республика Саха (Якутия) подписали соглашение о сотрудничестве
читать далее
Любой опытный педагог подтвердит, что современные родители очень требовательны. Они ищут лучшие условия, лучший детский сад, лучшего воспитателя и хотят, чтобы с их детьми занимались "чем-то полезным". При этом они не всегда понимают педагогику и психологию детей дошкольного возраста настолько, чтобы сделать обоснованный выбор, а занятость часто не позволяет им погрузиться в жизнь детского сада. Всё это требует от педагогов и руководства дошкольного образовательного учреждения вести структурированный, содержательный, экспертный диалог с родителями.



